Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Что ты спросишь у кандидата?

Экономика области в немалой степени определяется экономикой ее населенных пунктов, а та в свою очередь во многом зависит от деятельности властей, причем в России, в силу сложившихся традиций и условий, зависит весьма основательно. А потому речь - о стартовавших в муниципальных образованиях выборах.
Итак, по Южно-Сахалинску 10 претендентов на 1 пост мэра и 130 на 25 депутатских вакансий. И, если честно, ничего не понятно.
Нет, я не про конкретные кандидатуры. Я про критерии, по которым должно выбирать муниципальную власть. И даже не мэра - вокруг его фигуры как раз будет много страстей и дискуссий. Возьмем самую неясную вакансию - депутат городского собрания. Что я должен с него в пределах разумного требовать и что он мне должен говорить, чтобы я отдал свой голос именно за него?
Конечно, в данном случае рассматривается идеальная ситуация, когда избиратель руководствуется исключительно разумом, направленным на общественное благо. На деле будут голосовать за симпатичную внешность, за послужной список, за обещание личного или персонального счастья - последнее, кстати, более достижимо, если знакомый депутат проллобирует какие либо ваши личные интересы и прочее, прочее, прочее. Я сам, например, с удовольствием проголосую за того, кто даст обещание заасфальтировать наш двор, по которому вскоре можно будет проехать исключительно на внедорожнике.
Но при этом прекрасно понимаю, что со столь же честными глазами кандидат, ставший депутатом, заберет свои обещания обратно, поскольку денег в бюджете не хватает даже на зарплату бюджетникам, да и вообще, его ли это функция - асфальтировать дворы? Это дело коммунальных служб, исполнительной власти и т.д.
Так что же должен делать идеальный депутат, и по каким критериям я должен выбрать кандидата, наиболее этому идеалу соответствующего?
В принципе, полномочия депутатов определены законом о местном самоуправлении. Если предельно коротко, то во-первых, это принятие местных нормативных актов, направленных на реализацию двух, порою противоположных целей - максимальному наполнению бюджета с одной стороны и максимальному развитию территории с другой. А во вторых - рациональное использование этого бюджета, опять же с целью развития территории.
Но вот дальше идут частности, в которых начинаешь путаться. Взять хотя бы то же "максимальное развитие территории". Обременение строителей со стороны муниципалитета обязанностями отремонтировать участок улицы и прочими требованиями расширенного благоустройства, что дело, безусловно, хорошее, приводит к удорожанию строительства до 30 процентов, что в свою очередь снижает доступность жилья, что дело, безусловно, плохое. Как тут быть? На чью сторону должен стать депутат?
Но это противоречие, так сказать, философское. Далее же следуют множество законных и подзаконных нормативных актов и актиков, в которых может разобраться только специалист, и которые будут вязать искренне жаждущего "счастья всем и немедленно" по рукам и ногам.
Нет, это вовсе не к тому, чтобы голосовать за нынешний, вроде как уже опытный, депутатский корпус. Отнюдь. И даже наоборот. Именно при участии нынешних депутатов - а, отметим, среди них немалая часть именно учителя, и председатель горсобрания тоже учитель, - городское образование пришло к ситуации, когда уже сейчас из-за острой нехватки кадров в Южно-Сахалинске можно закрывать 6 детсадов и 2 школы! Будь моя воля - всех этих учителей, доведших до такого, направил исправлять свои управленческие ошибки непосредственно в школы, закрывать своими опытными телами образовавшийся дефицит кадров.
Но речь сейчас, собственно, несколько о другом. Знают ли претенденты, с чем им придется столкнуться, буде их изберут? Наверняка нет. Но вот беда, и сами избиратели этого не знают, а потому, скорее всего, их требования будут стандартны и практически невыполнимы - починить везде крыши и дороги, а также снизить цены и тарифы.
Или в процессе выборной кампании интеллектуальной элите города все-таки удастся сформировать некий пакет системных вопросов и требований к депутату (да и мэру, безусловно), по которым можно будет оценить претендента? Очень этого хотелось бы.
Тем более, что, как утверждают эксперты, роль представительных органов местного самоуправления в соответствии с новым законом очень сильно возрастет.
С. Морозов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009