Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Блокадный паек для островитян

Региональные чиновники и парламентарии очень любят ссылаться на нехватку средств, однако в прошлом году областной бюджет был исполнен с профицитом - собрали почти на 2 млрд. рублей больше, чем планировали. При этом программы поддержки пенсионеров, детей, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан все время урезаются. Скоро областные чиновники и парламентарии возьмутся за потребительскую корзину, чтобы рацион граждан стал "здоровее".
Конечно, расчет потребительской корзины не имеет прямого отношения к тому, кто сколько ест. Для чиновников эти цифры нужны, чтобы определить прожиточный минимум, который, в свою очередь, связан со многими мерами социальной поддержки. Как известно, граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, относятся к бедным и получают от государства социальные выплаты и льготы. Увы, в последнее время государственные гарантии, к которым прикасается власть, тут же испаряются из законов. Например, не успели люди оправиться от шока в связи с "монетизацией" льгот, как родное правительство преподнесло "подарок" в виде Жилищного кодекса. А теперь, отменив льготы и бесплатное жилье, решило навести порядок с потребительской корзиной.
Вопрос о необходимости ее пополнения с усердием обсуждался депутатами Госдумы. Даже они с высоты своего положения сумели разглядеть, что заложенные в корзину нормы не выдерживают никакой критики. В день - две картофелины, 85 г мяса… Блокадный паек, да и только! Хлеба - и того не положили вдоволь в это "лукошко", над которым давно смеется весь мир. Стремясь обеспечить торжество справедливости, парламентарии требовали пересмотреть нормы питания для народа. Но проблему сдвинуть с места не удалось. Правительственные чиновники не хуже депутатов тоже все прекрасно разглядели: если увеличить объем корзины, то придется выложить кругленькую сумму из федерального бюджета на помощь малоимущим. А такие расходы страна со стабилизационным фондом в размере 768 млрд. руб. и золотовалютным резервом 3 трлн. 819 млрд. руб. не осилит. Словом, правительство, решительно выбрасывая "социалку" на "свалку", и тут гордо не поступилось принципами.
Тем не менее, срок действия закона "О потребительской корзине в целом по РФ" закончился в 2004 году, и волей-неволей нужно принимать новый. Однако хитроумные стратеги нашли выход: не моргнув глазом, попросту переложили обязательства по потребительской корзине на плечи регионов. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ закон "О прожиточном минимуме", теперь власти на местах должны сами устанавливать потребительскую корзину. Причем, могут это делать без экспертизы соответствия региональных норм потребления федеральным методическим рекомендациям. Якобы подобный подход дает больше свободы при определении величины прожиточного минимума.
В этой ситуации областные чиновники быстро смекнули, что интересы малоимущих граждан кардинально расходятся с их собственными. Что будет, если, идя на поводу у некоторых областных парламентариев, выбрать тот вариант, который они настойчиво предлагают? К примеру, депутат облдумы С. Пономарев настаивает на необходимости "установления современного размера потребительской корзины с учетом фактического изменения объемов и структуры потребления товаров и услуг в Сахалинской области". Это означает, что в корзину нужно будет "положить" побольше мясопродуктов, молока, рыбы, фруктов и т.д. Корзина подорожает, а, стало быть, вместе с нею вырастет и величина прожиточного минимума. Другими словами, в Сахалинской области вместо 150 тысяч бедных людей окажется как минимум на треть больше. И никого не оставь без помощи! Всем выплати социальные пособия, дай льготы… А где деньги брать?!
Чего ж удивляться, что С. Пономарев на свое депутатское обращение к губернатору, в котором предложил ускорить рассмотрение данного вопроса, получил вежливый отказ. И. Малахов подробно объяснил, почему предложение депутата является "преждевременным". Оказывается, С. Пономарев ошибается, полагая, что область сама может пересчитать корзину с учетом природно-климатических условий, не откладывая дело в долгий ящик. Выяснилось, что регион терпеливо ждет методических рекомендаций правительства, которые по-прежнему являются основой для установления прожиточного минимума для сахалинцев. А поскольку рекомендации еще только вырабатываются, то и незачем бежать впереди паровоза.
Верно, правительство, поручив регионам самостоятельно определять прожиточный минимум, действительно пообещало оказывать помощь в виде "ценных" методик. Дескать, всегда готовы помочь советом о том, как совместить несовместимое. На днях стало известно, что министерство Зурабова, активно работая в этом направлении, уже устранило ряд шероховатостей в потребительской корзине, которые мешают экономить на людях. Первые поправки коснулись норм потребления хлеба и картофеля, то есть основных продуктов питания малоимущих граждан. И без того мизерные ежедневные нормы были существенно снижены: хлеб - на 50 г, картофель - на 45 г. Зато аж на 17 г увеличили ежедневную норму потребления мяса!
Правительство тем самым еще раз доказало, что его не обманешь - оно само обведет вокруг пальца любого. Только по этим позициям из корзины забрали почти 4 рубля, а добавили немногим больше 1 рубля. Не приходится сомневаться, что столичные чиновники заставят малоимущих еще туже затянуть пояса.
Понятно, что на правительство надежды нет: оно готово претворять реформы любой ценой, даже за счет здоровья и жизни граждан. "Оптимизация" потребительской корзины, из которой будут выкинуты лишние килограммы и товары, позволит избавиться от лишних "нахлебников" и существенно сэкономить бюджет. Кроме того, низкий прожиточный минимум на руку чиновникам и по другой причине. Он практически моментально позволяет справиться с проблемой бедности (на словах, конечно, а не на деле). И отрапортовать президенту: мол, бедных у нас почти не осталось!
Реформаторам не привыкать грабить народ, но почему в этом должны принимать участие местные власти?! То, что областная администрация затягивают решение вопроса о потребительской корзине и прожиточном минимуме, ожидая "среднестатистических" методик центра, говорит о том, что она по-прежнему находится в исполнительной готовности перед Москвой по принципу: "Чего изволите?". Похоже, без согласия центра руководство области даже малейший шаг в сторону боится сделать.
Так что вряд ли потребительскую корзину для нас рассчитают с учетом природно-климатических особенностей Сахалина и Курил. Скорее всего, мы опять услышим стандартное объяснение: денег в бюджете на это нет. А в конце года с удивлением узнаем, что план по сбору налогов перевыполнен на миллиарды рублей.
Надежда Ковалева, г. Южно-Сахалинск.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Изготовление металлических шильдов www.lu63.ru.