Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Откуда берутся долги сахалинским бюджетникам

На Сахалине и Курилах вновь обострилась проблема долгов по заработной плате в бюджетной сфере. На 1 апреля сумма задолженности приблизилась к 63 млн. руб., половина ее приходится на Южно-Сахалинск. Вице-губернатор, начальник главного финансового управления Сахалинской области Наталья Новикова считает, что корень проблемы в том, что муниципальные власти недостаточно эффективно используют собственные возможности.
- Надо отметить, что мы формируем бюджеты муниципальных образований в рамках единого подхода, - сказала Наталья Михайловна. - В 2005 году уровень бюджетной обеспеченности Южно-Сахалинска существенно возрос, потому что ему были предусмотрены дополнительные средства. В результате, в первом квартале бюджетная обеспеченность на одного южносахалинца по доходам составила 2451 рубль, жителя Корсакова - 2041 рубль. Что касается бюджетной обеспеченности по расходам, то разница еще больше. На южносахалинца приходится 2523 руб., жителя Корсакова - 1847. Но поскольку областной центр имеет задолженность по зарплате перед бюджетниками, а Корсаковский район нет, можно сделать только один вывод - власти Южно-Сахалинска неэффективно используют средства муниципального бюджета.
Областное главное финансовое управление провело анализ численности работников бюджетной сферы за последние четыре года. Он показал, что при сокращении численности постоянного населения региона, количество бюджетников неуклонно возрастает. В результате, содержание несоразмерно раздутой бюджетной сферы за счет производственных отраслей, которые отчисляют налоги в бюджет, становится крайне затруднительным. В этом плане и областной центр выглядит не лучшим образом, отмечает начальник главного финансового управления.
- В том же Корсаковском районе на одну тысячу жителей приходится 67 работников бюджетной сферы, - сказала Наталья Новикова. - При этом выявлены сверхштатные единицы в ряде учреждений, что говорит о том, что и это муниципальное образование не является эталоном. В тоже время в Южно-Сахалинске на тысячу человек приходится 75 бюджетников. Следует учесть, что в Корсаковском районе большое количество небольших населенных пунктов, которые нуждаются в отдельных бюджетных учреждениях, а Южно-Сахалинск гораздо более компактен. То есть налицо большие возможности для оптимизации бюджетной сферы областного центра и ликвидации долгов по заработной плате. Но они не используются, поэтому и возникают регулярные перебои с выплатой зарплаты бюджетникам.
Сегодня ответственность за сбалансированность бюджетов лежит на органах местного самоуправления. Поэтому именно они с учетом существующих доходов обязаны обеспечить реальную сбалансированность бюджета, чтобы средств хватало на содержание бюджетной сферы и исполнение тех полномочий, которые им переданы по действующему законодательству.
- Поэтому мы сегодня подталкиваем органы местного самоуправления к оптимизации расходов, - подчеркнула Наталья Новикова. - Чем быстрее они выполнят эту работу, тем быстрее нормализуется ситуации с заработной платой бюджетников.
В первом полугодии, когда доходы муниципальных бюджетов незначительны, а расходы велики, областная власть помогает ряду муниципальных образований справиться с недостатком средств, привлечь кредиты банков, выступая поручителем. Однако такая помощь оказывается только тем муниципальным образованиям, у которых низкие собственные доходы и которые не в состоянии решить эту проблему без помощи области. Южно-Сахалинск, также как Охинский и Ногликский районы, может самостоятельно получать кредиты, которые следует направить на погашение долгов по заработной плате бюджетникам.
- Если же долги в бюджетной сфере в таких муниципальных образованиях существуют, то они порождены в первую очередь бездействием органов местного самоуправления, - подвела итог Наталья Новикова.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009