Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Сколько можно возить воздух по воздуху?

С 1992 года жители Кунашира и Шикотана после окончания летней навигации, которая продолжается на Южных Курилах с мая по октябрь, оказываются в самой настоящей транспортной блокаде. Свою лепту вносит капризная и крайне неустойчивая островная погода.
Циклоны и тайфуны, густые и плотные туманы очень часто, особенно зимой и весной, надолго прерывают воздушное сообщение между Сахалином и Кунаширом. Случалось, и не раз, когда южнокурильчанам по две, а то и больше недель, приходилось сидеть в ожидании погоды в аэропорту областной столицы. Бывало, и тоже нередко, что до обеда по метеоусловиям Курилы не принимали самолеты, а во второй половине дня, когда погода позволяла летать, не оказывалось свободных лайнеров. Их отправляли в другие пункты назначения: в Оху, Хабаровск, Владивосток. Самолет же не такси, по вызову не работает. И тогда в главной воздушной гавани Сахалина происходили нешуточные конфликты - вплоть до выхода пассажиров на взлетно-посадочную полосу. Понять южнокурильчан нетрудно, каждый из них хочет как можно быстрее попасть домой. А длительные задержки с вылетом не только угнетают и раздражают людей, но и ощутимо бьют по карману. Гостиница и питание для пассажиров влетают в копеечку.
Но сбои в работе воздушного транспорта случаются не только из-за погоды. Ответственность за плохое авиасообщение между Сахалином и Кунаширом несет бывшее министерство гражданской авиации, ныне Федеральное агентство гражданской авиации России. Дело в том, что это ведомство на протяжении почти 10 лет никак не может решить проблему завоза на Кунашир авиационного керосина для заправки самолетов. Поэтому все воздушные лайнеры перед вылетом из Южно-Сахалинска в Южно-Курильск заправляют баки топливом под завязку - чтобы его хватило на обратный путь. Из-за данной причины на Сахалине на борт самолета берут в среднем 15 пассажиров и немного груза. Но чаще всего авиаторы, особенно после длительных задержек с рейсами, первым делом вывозят настрадавшихся людей. Почту и другие грузы отправляют в последнюю очередь. Вот почему так часто шикотанцы и кунаширцы с большим опозданием получают письма, посылки, газеты, журналы и т. д.
В результате получается, что КПД самолетов авиакомпании "САТ", работающих на линии Сахалин - Южные Курилы, составляет где-то 60%. Подобная доставка воздуха по воздуху слишком дорого обходится областному бюджету, из которого дотируются убыточные авиаперевозки на острова. Жители Кунашира и Шикотана также вынуждены из своего кармана покрывать часть убытков "САТ". Сейчас билет в один конец (время полета 1 час 20 минут) уже стоит 3300 р., тогда как цена самого дешевого билета до Москвы, куда дорога занимает около 9 часов, сегодня едва превышает 6300 рублей. Если сравнить расстояние до Южно-Курильска и до столицы, получается явное несоответствие.
Отчего же доставка авиационного керосина на Кунашир превратилась в неразрешимую проблему? Ведь завозят же сюда дизтопливо и бензин. Да и раньше, до реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта "Южно-Курильск", начавшейся в 1992 году, топливо для самолетов регулярно завозили на остров. Казалось бы, чего проще: загрузил танкер авиационным керосином, а на Кунашире скачал его в специальные емкости, которые есть на центральном складе ГСМ, расположенном на берегу Южно-Курильской бухты. Оттуда можно завозить его в аэропорт, где также есть емкости для хранения.
Но это лишь на взгляд пассажиров все так просто. Транспортные же чиновники превратили доставку керосина на Кунашир в задачу, у которой нет решения. Федеральное агентство гражданской авиации не хочет брать на себя расходы по закупке топлива и фрахту танкера. Хотя аэропорт "Южно-Курильск" является федеральной собственностью и находится в прямом подчинении данному агентству. Пока чиновники спорят, летят годы, и все это время крайними остаются курильчане.
Сейчас в России стали уделять больше внимания безопасности полетов. По утвержденным еще в советские времена правилам, запасным аэродромом для самолетов, выполняющих рейсы на Южные Курилы, определен Хабаровский аэропорт. Но авиалайнеру, вылетевшему с Кунашира на Сахалин, в случае погодных или иных чрезвычайных ситуаций в южно-сахалинском аэропорту, из-за которых ему нельзя будет здесь приземлиться, не хватит топлива, чтобы долететь до Хабаровска. Что тогда? Очередная воздушная трагедия? Странно, что до сих пор не изменили установленный когда-то порядок. Сейчас прорабатывается вариант: сделать запасным аэродромом военный аэропорт "Сокол", который находится недалеко от областного центра. По этому поводу ведутся переговоры с министерством обороны. Есть надежда на их успешное завершение.
Реконструкция аэропорта "Южно-Курильск" уже длится 13-й год. Работы ведутся на деньги, выделяемые из федерального бюджета на целевую программу социально-экономического развития Курильских островов. Но несмотря на всю важность данного объекта, финансирование идет плохо, средств постоянно не хватает. Недавно стало известно, что наконец-то федеральное агентство вспомнило о далеком курильском аэропорте. Оно решило выделить 267 млн. руб. на завершение всех работ и приобретение навигационного оборудования, благодаря которому можно будет принимать самолеты в темное время суток. Кроме того, после реконструкции "воздушных ворот" острова появится возможность наладить прямое авиасообщение с Хабаровском и Владивостоком. Но при одном условии: наличии на Кунашире авиационного керосина, необходимого для дозаправки самолетов. Если решение этой проблемы опять затянется, то лайнеры так и будут возить воздух по воздуху. А пассажиры - испытывать все "прелести" долгого ожидания рейсов.
Валерий Плотников.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009