Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Туристический бредень

Мечтам о превращении наших островов в туристическую Мекку уже много лет. Помнится, еще первый сахалинский губернатор Валентин Федоров обещал большой приток финансов в казну от нескольких "насосов": шельфовых проектов, сдачи в аренду офисов "Сахинцентра" и турбизнеса!
Сегодня, по прошествии лет, мы видим, что ни один из этих посулов реальностью не стал (иностранных нефтегазовых операторов островная Дума вообще умудрилась освободить от областных налогов, громада "Сахинцентра" в основном работает на карман частных хозяев, а туризм по-прежнему в зачаточном состоянии).
Тем не менее в речах и нынешнего губернатора Ивана Малахова мы слышим знакомые призывы о необходимости развивать туристическую отрасль. А в недрах областной администрации, судя по всему, озаботились созданием еще одной бюджетной конторы - управления департамента по организации туристического паломничества на Сахалин и Курилы. Во всяком случае, состоявшийся недавно "круглый стол" в областной Думе родил итоговую резолюцию. А в ней, помимо прочего, так и записано: создать уполномоченный орган исполнительной власти для координации туристической деятельности. Ну не хочет, понимаете ли, частный турбизнес координироваться без руководящей и направляющей роли местной бюрократии. Чтобы, значит, чиновный люд взял под свое крыло и это направление. А остальным, охваченным жаждой открытия местных красот, было куда идти на поклон.
Между прочим, в упомянутой резолюции присутствуют и другие благоглупости, как то: упростить визовый режим для въезда туристов, ввести налоговые льготы для инвесторов в турбизнес… То есть в ход пущены старые испытанные грабли, на которые власть вновь хочет наступить. Но вот вопрос, зачем? Или это лишь "дымовая завеса"? Причем не только для рождения еще одного управления или департамента.
Скажем, на полную катушку еще не охвачен браконьерами такой лакомый кусок, как остров Монерон. И я допускаю, что под видом "развития туризма" этот уникальный заповедник можно попытаться оседлать, используя затем во благо группы лиц, которые пока прячутся в тени кулис…
Или мои подозрения - плод воспаленного воображения? Пытаюсь получить комментарий в Комитете международных связей, который сейчас, помимо прочего, и координирует сферу туризма в области. Но меня деликатно отфутболивают. К уже упомянутой резолюции "круглого стола". А перечитывая ее, придется повторять очевидное: Сахалин - не суверенная республика, которая могла бы себе позволить декларируемый упрощенный визовый режим. И вводить его или нет - компетенция федеральных властных органов, а никак не областных. Да и как подобный посыл совместим с предвыборными призывами ряда островных избранников - вообще закрыть область?
Опять же, где логика? Ведь одной рукой утверждаем статус режимной погранзоны со всеми вытекающими отсюда ограничениями в передвижении. А другой вдруг голосуем за туристический рай? Но не нами открыто, что туризм переживает бурный расцвет лишь при определенных условиях. И одно из главных - развитая инфраструктура. Это и отлаженное транспортное сообщение, и надежная связь, когда из любой палатки (шалаша) можно позвонить домой, в Лондон, Токио и т. д. Нужны и добротные мотели, кемпинги, да и просто хорошие и доступные по цене гостиницы, и не только для миллионеров.
Само собой, без гарантированной безопасности иностранный турист и шагу не сделает. Но островная криминальная хроника по-прежнему не внушает оптимизма даже бывалым соотечественникам, чего уж говорить о заморских гостях.
К слову, буквально на днях двух японцев, севших в попутную машину и пытавшихся добраться до места работы в Пригородном, жестоко избили, ограбили и выкинули из авто на снег на корсаковской трассе. Причем в отличие от потенциальных туристов они были, как говорится, даже не при деньгах.
А еще влияет такой немаловажный фактор, как экология. Но ведь в иные погожие дни без противогаза в Южно-Сахалинск и не сунься. Достаточно вскарабкаться к руинам былой турбазы "Горный воздух" и посмотреть на островную столицу в штиль, чтобы ужаснуться: с севера город накрывают клубы дыма от ТЭЦ-1, с запада - знаменитая наша свалка и еще частокол из чадящих труб мелких котельных, асфальтового заводика и прочего.
А главное, автомобильный транспорт, которым перегружены южно-сахалинские окрестности, - за уровнем ядовитых выбросов машин, похоже, никто по-настоящему на Сахалине не следит. И не спрашивает с нерадивых водителей за смог, который оставляют после себя их стальные "кони" с разбалансированными двигателями.
Конечно, где-нибудь за Макаровом и Поронайском воздух чище. Но любителей сидеть в чистом поле среди горелика и просто любоваться Луной - найти проблематично. Если, конечно, они не в розыске у психлечебницы.
В самих же райцентрах положение с гостиничным сервисом тоже не далеко ушло, даже в таких привлекательных морских городах, как Невельск и Холмск, в муниципальных близнецах-отелях зимой традиционно холодно. И круглый год в дефиците горячая вода. А в гостинице "Холмск" еще и ресторанная музыка так достает, что от нее ночью не спрятаться и не скрыться даже в единственном "люксе".
Тем не менее в минувшем году нас посетил 3441 турист. В основном это мужественные люди из Японии (3206 человек, или 93 проц.). А вот любителей островной экзотики в РФ набралось всего ничего - аж 83 человека! Или почти в два раза меньше, чем из остальной Европы.
Успокаивает, правда, страсть самих островитян к путешествиям: в 2004 году почти 12 тысяч земляков отправились в неблизкую дорогу, из них 64 - в Австралию, 160 - в Европу, 168 - в Африку, 2245 - по просторам родной России. И львиная часть (9094 человека) побывала в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если по Корее, Индонезии, Малайзии, Сингапуру, от 18 до 63 человек, то в Японии (как правило, за авто и запчастями) побывало 3421, в Китай (за ширпотребом) слетали 4127 человек.
Вот теперь анализируйте и думайте, как не вывозить, а завозить капиталы (с туристами), и чем, кроме материковских матрешек (и местных медведей), их можно сюда заманить. Казино, число которых и так запредельно? Или экстремальными условиями и возможностью опробовать в деле противогазы?
Но таких чудиков если и наберется, то единицы. Привлечь же своим отменным ширпотребом - увы - никак не можем. Как и прочим товаром научно-технического прогресса. Значит, опять остается природа. Но мы уже отмечали проблемы с цивильной инфраструктурой. А еще с началом реализации шельфовых проектов над речками-озерами, морями нависла реальная угроза различных ЧП - аварий, сбоев и т. д. Тем не менее к туристу хотят "пристегнуть" чиновника. Чтобы, значит, развлекал и привлекал? Звучит абсурдно, если вспомнить, что за весь прошлый год туризм принес области аж 0,7 процента (от всех платных услуг!). А в целом в экономике области это 0,0… Какие-то сотые доли процента! И даже если чиновники поднатужатся и раз в десять улучшат показатели - все равно без лупы цифры и прибыли не разглядеть.
Зато куда привлекательней словеса о налоговых льготах. Вполне реальной может стать еще одна чиновничья структура. По туризму. Участников "круглого стола" это не смущает. Как и то, что содержание аппарата может на корню съесть те микроскопические поступления от туризма, что мы еще наблюдаем. Так что туристический бредень, реанимированный в головах ряда избранников и чиновников, в сухом остатке может вновь принести лишь горечь словесных бредней…
Александр Шмидт.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009