Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Доживем до послезавтра…

Две пресс-конференции, прошедшие на этой неделе, принесли две новости - хорошую и не очень. Начнем, как водится, с первой. Генеральный директор "Роснефти" С. Богданчиков, побывавший на днях на Сахалине, в очередной раз подчеркнул отличные нефтегазовые перспективы Сахалина. По его мнению, "проблема 2008 года", когда закончатся основные стройки по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и большое количество занятых на них людей будет вынуждена искать новую работу (которой на Сахалине не слишком много) - преходяща. Возможен некоторый спад инвестиций, но вскоре их поток вновь возрастет и потребует рабочих рук. В частности, уже найдена нефть на "Сахалине-5", в этом году состоится тендер по Киринскому блоку "Сахалина-3", который интересует очень многих инвесторов, и т.д. Оснований не верить опытнейшему игроку на рынке углеводородов нет.
Только на шельфе Сахалина сейсморазведкой открыто около 200 перспективных структур с большой вероятностью могущих быть нефтегазоловушками, в том числе очень крупными. При этом детальными съемками покрыт далеко не весь шельф, скорее наоборот. И тем не менее, по прогнозной оценке запасы углеводородов по шельфу Сахалина составляют около 7 миллиардов тонн условного топлива, а по шельфу Дальнего Востока - более 20 миллиардов тонн. По некоторым данным, полномасштабное освоение дальневосточного шельфа России должно привлечь в страну порядка 400 миллиардов долларов инвестиций. Не забудем и 6 миллиардов тонн сахалинского угля, который рано или поздно, но обязательно будет востребован… Так что то, что происходит сейчас на Сахалине, это только самое-самое начало, специально подчеркнул и Богданчиков.
Однако это все пока еще - "журавль в небе". Между тем жизнь всегда происходит только "здесь и сейчас". А вот ближайшие перспективы в этом плане не столь утешительны. Страна, судя по всему, медленно, но верно погружается в пучину социального хаоса. И дело тут не только и не столько в пресловутой монетизации, хотя и ее вклад в происходящее весьма значителен. Хаотичная постновогодняя реакция властей, сопровождающаяся аналогичным выбросом наличных денег, не может не раскрутить инфляцию, и уже очень многие эксперты прогнозируют ее на уровне 25 процентов.
(Да, собственно говоря, что прогнозировать? Придут квартирные платежки, все сами увидим).
Но есть еще множество прочих, не слишком явных действий правительства, которые, между тем, еще очень и очень скажутся на нашей жизни. Например, муниципальная реформа, которой пока интересуется лишь очень узкий круг специалистов. На публике она была озвучена лишь несколько анекдотическим переименованием городов и поселков в села. Посмеялись и успокоились. И зря. Суть реформы - в перераспределении полномочий и компетенций, а, следовательно, денежных потоков. А это уже очень серьезно. Ибо основной вектор политики государства известен - сбросить с себя всю ответственность, чем дальше ее удастся отбросить, тем лучше. А нищие муниципалитеты как раз на самом краю.
И вот вице-губернатор Н. Новикова на своей пресс-конференции сообщила, что в январе 2005 года все муниципальные образования смогли собрать только 82 миллиона рублей налогов, тогда как на одну только зарплату их требуется 240 миллионов рублей.
Январь, конечно, месяц традиционно провальный по налогам, но не настолько же. И совсем не случайно, что уже в прошлом году начал накапливаться долг по зарплате перед муниципальными бюджетниками. На 1 января он составил 22,2 миллиона рублей. Во многих учреждениях не смогли рассчитаться за ноябрь. В районах уже начинают подниматься протестные настроения, спорадически вспыхивают голодовки (в основном медиков).
Но самое печальное - будет еще хуже. Как заявила Новикова, в связи с изменением федерального законодательства, с 2005 года на финансирование из областного бюджета переданы дополнительные расходные обязательства, они значительно увеличили расходную часть областного бюджета, доходов которого на их выполнение явно недостаточно. Для того чтобы своевременно финансировать все эти расходы, администрация области будет вынуждена привлекать кредитные ресурсы в коммерческих банках. Поэтому рассчитывать на то, что и в 2005 году муниципальным образованиям будет оказываться дополнительная финансовая помощь из областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, состоящих на местных бюджетах, не следует. В 2005 году муниципальным образованиям придется решать проблему с выплатой заработной платы работникам бюджетных учреждений самостоятельно. Областная администрация может выступать лишь гарантом в получении коммерческих кредитов, да и то, только в исключительных случаях. Но, судя по всему коммерческие кредиты муниципалитетам и без того уже не доступны, ибо все и так давно заложено и перезаложено.
Рекомендация областных властей одна - "муниципальным образованиям необходимо срочно приводить свою бюджетную сеть в соответствие с возможностями доходной базы местных бюджетов". За этой фразой - максимально возможная ликвидация социалки - детских садов, малокомплектных школ, сельской медицины, культуры и т.д. Короче говоря, дальнейшая деградация социальной системы. Увы.
С. Морозов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009