Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

"Аэропорт Южно-Сахалинск": плохо прописанный закон может привести к банкротству предприятия

В связи с появлением в средствах массовой информации сообщения о том, что следственная бригада Генеральной прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе вскрыла нарушения законов в использовании государственного имущества в аэропорту Южно-Сахалинска, пресс-служба аэропорта распространила заявление, в котором, в частности, говорится:
Действительно, Южно-Сахалинский аэропорт передал акционерным предприятиям в аренду без права последующего выкупа часть имущества, находящегося в государственной собственности. Этот шаг был абсолютно необходимым в условиях, когда государство не в состоянии вкладывать свои средства в развитие и поддержание функционирования принадлежащих ему предприятий. Южно-Сахалинский аэропорт, к началу 2001 года погрязший в долгах (только области он был должен более 60 миллионов рублей, не считая миллионных долгов по зарплате, налогам, валютной выручке и т.д.) не мог рассчитывать на то, что кто-то отважится делать инвестиции в госсобственность, над которой нависла угроза банкротства. Принести аэропорту инвестиции мог только частный капитал. Что и произошло после передачи в аренду части имущества аэропорта осблуживающим компаниям: ЗАО "Аэропорт-Сервис", ООО "Карго-Сервис", ЗАО "Топливно-обспечивающая компания" и другим. Только ЗАО "ТОК" вложила в модернизацию предприятия около 11 миллионов рублей, больше, чем остаточная стоимость переданного в аренду имущества (8,8 миллиона рублей).
Благодаря такой современной схеме управления, когда государство в лице аэропорта имеет не только непосредственную выгоду от арендных платежей, но и увеличивает объем собственности за счет инвестиций частного капитала, ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" удалось выйти из кризиса. Уже несколько лет здесь нет задержек по зарплате, аэропорт является добросовестным плательщиком налогов, погашает взятые еще прежним руководством займы у областной администрации и впервые за последнее десятилетие получил возможность вложить более 150 миллионов рублей из собственных доходов и около 50 миллионов привлеченных инвестиций на модернизацию и реконструкцию предприятия. (Для сравнения: при гендиректоре Багровее в развитие предприятия в 2000 году было вложено всего 2 млн. рублей). Сейчас кредиторская задолженность не превышает дебиторскую и колеблется в нормальных пределах. Активы предприятия выросли с 300 млн. руб. в 2000 г. до 687 млн. рублей в 2004 г. (9 месяцев).
Руководство аэропорта не отрицает факт нарушения законодательства при передаче имущества в аренду акционерным компаниям, но подчеркивает, что это произошло непреднамеренно в связи с противоречия в законодательстве. Правительство в 1998 году своим постановлением разрешило передавать госимущество аэропортов в аренду. Условием такой передачи должен был стать конкурс, в котором имели право принять участие претенденты, обладающие соответствующими лицензиями и сертификатами. Но на тот момент, как и сегодня, ни одна компания на Сахалине не может получить таких документов, поскольку не является обладателем или хотя бы постоянным пользователем производственного комплекса, позволяющего обслуживать авиаперевозки, как того требует закон. Таким собственником является только сам аэропорт. Выставив заведомо невыполнимое требование в части проведения конкурса, законодатели сделали его проведение бессмысленным и невозможным.
Сейчас это нарушение и является главной претензией прокуратуры, которая потребовала привести состояние дел в соответствие с законом. Однако если будет признана ничтожность договоров аренды, аэропорт вернется к своему первоначальному состоянию, когда есть имущество, в которое никто не собирается вкладывать средства. Между тем только ЗАО "Топливно-обеспечивающая компания", кроме инвестиций и арендных платежей за пользование имуществом, выплатило налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды около 60 миллионов рублей. Учитывая эффективность внедренной схемы функционирования аэропорта, в 2005 году федеральный центр впервые за всю историю аэропорта решил не выделять предприятию субсидии.
Таким образом, плохо прописанный закон может не просто привести предприятие в стан злостных нарушителей законодательства, но и к его прямому банкротству. Мы надеемся, что возникшая проблема будет разрешена с наименьшими потерями, что более десяти авиакомпаний, в том числе и иностранных, останутся на сахалинском рынке авиаперевозок, а сахалинцы смогут впредь пользоваться услугами аэропорта. Вопреки утверждениям, предприятие укрепило свои возможности обслуживать и обеспечивать авиаперевозки, не разбазарив, а приумножив при этом государственную собственность, подчеркивается в сообщении пресс-службы аэропорта.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009