Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Бизнес-маршруты…

Во второй половине среды появилось сообщение о том, что власти нашли компромисс с перевозчиками, а, стало быть, с четверга забастовка водителей городского транспорта должна быть прекращена. Однако в четверг маршрутки на линии не появились, их владельцы стихийно перешли на "итальянскую" забастовку. То есть аргументы "высоких договаривающихся сторон" не сработали, конфликт не потушен, причины его не вскрыты и не излечены.
На истину в конечной инстанции претендовать, конечно, не будем, просто обратим внимание на некоторое количество совершенно отчетливых несообразностей, о которых, почему-то говорят очень мало.
Во-первых, сильные расхождения в данных, которыми оперируют стороны: доходы перевозчиков, пассажирооборот, количество льготников. Региональная энергетическая комиссия по-прежнему настаивает на том, что по данным, предоставленным перевозчиками, себестоимость одного билета от силы пять рублей, но сами перевозчики, как видим, не соглашаются и на предложенные на днях 8 рублей. Мы не будем подвергать сомнениям компетентность работников РЭК - там работают профессионалы, и, наверняка, их расчеты совершенно правильны. В рамках той методики, которую они применяют.
Но вот верна ли эта методика? И речь здесь идет не столько о "Рекомендациях Минтранса от 1993 года", на основании которых все и рассчитывается, сколько о вещах более явных. Например, в системе своей аргументации руководитель РЭК М. Криницкий приводит следующее: "Кроме основного вида деятельности - перевозки пассажиров, предприятия оказывают и другие платные услуги - грузовые перевозки, аренда помещений, медицинское освидетельствование водителей-предпринимателей, оформление путевых листов, технический осмотр автомобилей и т.д. Но из-за отсутствия раздельного учета - большая части расходов относится на основной вид деятельности - перевозку пассажиров. Например, в калькуляциях, определяющих стоимость прочих видов деятельности, их рентабельность планируется в размере 25-35%, а фактически составляет 75-115%".
То есть рентабельность предприятий и без того высока, куда же больше!
Правда, руководители предприятий с выводами РЭК не соглашаются, поскольку: "Почему в ПАТП-10 Мосавтотранса амортизация составляет 23,9%, а нам планируют 2,7%, накладные расходы 22,5%, против 8,1% наших?" (В. Михалицин, директор ООО "ПАТП-5"). И т.д.
Но дело даже не в этих, пусть и важных спорах между РЭК и ООО. Дело в том, что ООО "ПАТП" как таковыми перевозчиками, практически, не являются. Непосредственно перевозят горожан частные предприниматели, ООО предоставляют им определенные организационные услуги. Игнорирование данного обстоятельства и есть главная системная ошибка.
Возьмем такую интересную и животрепещущую проблему, как доходы предпринимателей. Знающие люди называют 1,5 тысячи долларов в месяц - сумма впечатляет, а потому начинаются возмущения более низкодоходных граждан - а чего это они хотят больше? Однако определим и расходы, ведь доход предпринимателя отнюдь не то же самое, что зарплата наемного работника. Предприниматель должен самостоятельно проводить амортизационные отчисления, проще говоря - откладывать деньги на приобретение нового орудия труда. При интенсивной эксплуатации машина на наших дорогах разбивается за два-три года, а стоит более 10 тысяч долларов. Кроме того, предприниматель самостоятельно несет расходы на топливо, стоянку, путевые листы, медицинское освидетельствование, ремонт, страховку, платит налог на вмененный доход (возросший в этом году на 66 процентов), должен иметь страховые накопления на личное страхование (больничный-то ему никто не оплачивает) и прочие риски. Все данные расходы съедают большую часть указанных 1,5 тысяч долларов. Учитывает ли это упомянутая "Рекомендация Минтранса", разработанная еще в 1993 году, в еще иные, по сути, времена?
Второе важное обстоятельство вытекает из первого. Владельцы микроавтобусов не обязаны обеспечивать общественные перевозки. Это обязанность властей - либо через создание системы муниципального транспорта, либо через создание условия для работы частного бизнеса. У нас пошли по второму пути. Поэтому водители делают бизнес. Тот же самый, что и водители такси (цены на которые никто не регулирует) или "леваки", правда, находясь в гораздо более зарегулированных условиях. Бизнес! А если предприниматель чувствует, что его бизнес не приносит ожидаемых доходов, то он этот бизнес сворачивает. Что, собственно, и происходит. Или произойдет, если навязываемые властью расчеты по зарплате их не устроят. В конце - концов, водители на "проектах" тоже всегда требуются. Да и такси, когда большинство перевозчиков уйдет с городских маршрутов, будут более чем востребованы.
Крайними, безусловно, останутся горожане. Но претензии в первую очередь надо адресовать городским властям, которые построили именно такую транспортную систему и даже гордились этим.
Впрочем, в самой системе этой нет ничего плохого, просто ее заставили функционировать в не рыночных условиях, от чего и начались сбои.
Однако у властей города были свои резоны. Муниципальный, то есть социальный транспорт - убыточен. Его надо дотировать. А финансы поют романсы. От того в прошлом году и действовал режим 7/10 рублей, хотя ничем "такси" от маршруток не отличались. Просто, работая половину месяца в 10 рублевом режиме, водителя частично компенсировали другую половину, когда приходилось перевозить льготников, деньги за которых город не возвращал (по признанию руководителя городского финансового управления - долг в 4 месяца без перспектив отдачи). От того мощнейшее муниципальное ПАПТ в свое время развалилось и осталось маломощное МУП ПАТО, которое отнюдь не блещет финансовыми результатами. Словом, все дело в деньгах, которых нет.
И, тем не менее, основные претензии разрешите адресовать все-таки им, городским властям. Или областным? На ком сейчас лежит компетенция организации общественного транспорта? (С этой муниципальной реформой ничего не понятно.)
И здесь есть еще один, определяющий все момент. Аналогичные забастовки периодически происходят по всему миру. И реакция попавших под их пресс рядовых обывателей везде одинакова: "Все козлы! Забастовщики, потому что начали, власти, потому, что допустили!" Разница лишь в одном. "Там" власти реагируют на раздражения граждан более нервно, чем у нас, и самое главное - реагируют. Если власть плоха, ее уже не выберут. А у нас… Сами понимаете.
С. Морозов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009