Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

О Курилах…

О Курилах сейчас говорят все, и почему автор должен стать исключением? Итак, о Курилах.
Кое-кто в заявлении министра иностранных дел С. Лаврова не увидел ничего нового - все, мол, было известно и ранее. Возможно. Но событие все же произошло. И событие значимое. Ибо в минувшее воскресенье обозначена исходная точка - Россия в лице президента Путина В. В. признала наличие "территориальной проблемы" и свою готовность решить ее, опираясь на известную совместную декларацию от 1956 года. Все остальные аргументы - "пролитая кровь", "исконно русские земли", прежние договора и войны выводятся за юридические рамки и становятся уделом любительских дискуссий. Во всяком случае, в плане реальной политики.
Но дело в том, что это ни в коем случае не решает "территориальную проблему", а наоборот, завязывает в ней новые узлы.
Отдадут ли Малую Курильскую гряду Японии? Как известно, ответа на этот вопрос нет. Япония по-прежнему настаивает еще и на Кунашире и Итурупе. Некоторые наши политики делают из этого вывод, что происходящее - хитрая наша игра. Дескать, мы предложили, вы отказались, в результате мы "умываем руки" и все остается как было. Однако, не вполне понятны причины столь явной и недвусмысленной провокации. Или "друг Дзю" уже не "друг Дзю"? Да нет, речь идет именно об стремительном улучшении отношений…
Впрочем, политика - дело темное.
Теперь вспомним, почему Япония не проявила энтузиазма по поводу столь "широкого нашего жеста" и продолжает настаивать на Кунашире и Итурупе. Что за игнорирование международных договоров и обязательств, по пути неукоснительного исполнения которых решила идти наша страна?
Все очень просто. На руках у Токио еще один совместный документ, которые наши политики пока старательно замалчивают. В 1993 году небезызвестный гражданин Ельцин Б.Н. от имени России включил в "территориальную проблему" Кунашир с Итурупом, что так же было оформлено совместным протоколом. "Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, исходя из общего понимания того, что наследие прошлого в отношениях между обеими странами должно быть преодолено, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются, что следует продолжить переговоры путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости, и в результате нормализовать отношения между обеими странами полностью".
Конечно, совместный протокол - это не ратифицированная парламентом декларация, статус у него пожиже, но ведь тоже международное обязательство. А их Россия решила исполнять в полном объеме, как мы все слышали.
Какое право имел на то Ельцин Б.Н.? Такое же, как имел Хрущев Н. С. и имеет Путин В.В., то есть полное юридическое право легитимного руководителя своей страны. Причем, не просто легитимного, но и всенародно обожаемого, почитаемого и восхваляемого.
Так что юридически здесь все чисто (впрочем, это поле битвы юристов и параграфов). А вот во всем остальном…
Из заявления С. Лаврова явствует, что Россия выразила желание поторговаться. То есть передать острова в обмен на мирный договор и связанные с ним выгоды. Говоря проще - продать. (Типа - "а не продать ли мне какую из оставшихся деревенек, а то намедни поиздержался, все в карты продул" (с) "типа Ноздрев, XIX век".)
Какие же выгоды мы ждем?
В принципе, уже сама формулировка вопроса некорректна, ибо кто такие "мы"? Само понятие России в настоящее время не определено, общественного консенсуса на этот счет нет, и произнося "Россия", подразумевают, порой, о совершенно разные вещи.
Но, бог с ними, с филолого-логическими тонкостями. Кое-какая конкретика все-таки имеется. В частности, говорится о потоке инвестиций, которые дадут импульс стремительному развитию Дальнего Востока.
В одном из последних обзоров автор дилетантски и навскидку оценил ежегодный потенциал спорных островов миллиарда в полтора у.е. "Известия" пошли дальше: "Ресурсов Курильских островов достаточно, чтобы обеспечить доходами бюджет любого региона России. Запасы углеводородов на континентальном шельфе оцениваются в 1,6 млрд. т условного топлива. Ресурсы золота на островах оцениваются в 1867 т, серебра - в 9284 т, титана - в 39,7 млн. т, железа - в 273 млн т. Имеются парогидротермы, залежи полиметаллических руд, 117 млн т серы. На Итурупе ежегодный вынос с газами редкого металла рения, который дороже золота, составляет 36 т, что соответствует его годовому мировому потреблению. Оценочная стоимость полезных ископаемых всех островов - $45,8 млрд. Однако основная ценность островов Хабомаи и Шикотан заключена в биоресурсах. В районе этих островов возможен ежегодный вылов 800 тыс. т морепродуктов, что дало бы бюджету до $2 млрд доходов".
Это наши возможные потери. Какие выгоды? Инвестиции? Но - инвестиции во что? И инвестиции - зачем?
Уж кого-кого, а сахалинцев красивым словом "инвестиции" уже не обманешь (точнее, обманешь, конечно, но уже далеко не всех, и ненадолго). Поскольку они на себе испытали, что такое: иностранная помощь в строительстве жилья - "быстровозводимые" канадские модули строились почти 10 лет; иностранная помощь в переселении - тысячи шахтерских семей до сих пор обитают в разваленных поселках; мощный приток инвестиций - центральные регионы страны прекрасно развиваются без шельфовых проектов, и жизнь там гораздо комфортнее.
И потом, не надо забывать, что сами деньги - это еще не все, нужна еще такая зыбкая штука, как инвестиционный климат, который включает в себя прежде всего умонастроения социума. А что сказать об этих умонастроениях.? О разочаровании в инвестициях уже говорилось - миллиарды, пришедшие на Сахалин, не сделали большую часть островитян ни богаче, ни счастливей. А в последнее время, вообще, волна за волной. Законопроект о монетизации льгот, небезуспешные попытки отменить северные льготы. Выборы в областную Думу, которые прошли как раз под лозунгом неотъемлемости Курил, обеспечив победу блока "Наша Родина - Сахалин и Курилы". Тему как раз хорошо пропиарили. А тут - кулуарная сдача островов на Амуре. А вслед за ним - заявление С. Лаврова о наличии "территориальной проблемы". И все это за предельно короткое время и на фоне многолетней пропаганды, в том числе и со стороны областных властей, о том, что Курилы навеки наши и никакой "территориальной проблемы" у нас нет. А спустя день после выступления Путина В. В. - о том, что проблема есть и президент совершенно прав. Что должен подумать обычный человек, не искушенный в международной юриспруденции? На вопрос - когда наши политики врали нам - вчера, когда говорили об "исконности" (в том числе и Путин В. В. в 2001 году), или сегодня, говоря о том, что Россия должна выполнить свои обязательства, т.е. передать часть Курил? - ответ у него, думается, будет один - врали всегда.
А впереди новые испытания - теоретический шок от монетизации льгот через месяц-два воплотится в практический. О многих наших потерях мы ведь пока даже и не подозреваем, ведь изменения были внесены в 150 законов…
И вы серьезно думаете, что в данном социуме будут царить прекрасный инвестиционный климат, взаимные доверие и понимание?
…А впереди дружественный визит Путина В.В. в Японию.
С. Морозов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009