Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Сахалин живет не только нефтью

Как известно, хорошей путины на Сахалине в этом году не обещают. Лимит в разы меньше, чем поймано в прошлом году. Конечно, рыба пойдет, да и уже пошла. И, конечно, выловят ее гораздо больше, чем будет указано в официальных отчетах. И браконьеры поработают, и рыбопромышленники вряд ли станут ограничиваться официально разрешенными объемами добычи. Другой вопрос - как долго все это будет длиться. Пока наши реалии работают на изничтожение запасов лососей как таковых, какие бы ограничения на этот счет ни вводились. Если во множестве поселков на наших островах нет ни одного предприятия, кроме стандартного набора бюджетки, то браконьерство неизбежно. Да и система в рыбной отрасли по-прежнему такова, что всячески подталкивает предпринимателей к перелову, поскольку только неучтенкой можно будет залатать дыры и нарастить некий инвестиционный "жирок".
Для выхода из данного положения предлагают неплохое решение - сдать речки в аренду для рыборазвода. Предприниматель ставит на реке рыбозавод - тут не обязательно строить что-то грандиозное, уже выпускают небольшие модули, - сбрасывает в реку малька и берет выросший на океанских просторах возврат, причем, самостоятельно регулируя этот процесс - когда можно взять больше, когда меньше. В интересах предпринимателя, чтобы лосось на этой речке был всегда. Это совпадает и с долгосрочными интересами общества - будет лосось, у людей будет стабильная зарплата. Но все упирается в вопрос собственности. Федеральный центр заявил, что лосось принадлежит ему, и только он будет регулировать его добычу. То есть, сколько можно брать рыбы в данной речке, будет решать не ее арендатор, а столичный чиновник. Это все равно, что предписывать телеграммой из Москвы, сколько картошки должно быть собрано с вашего огорода. И чтоб не больше и не меньше. Поэтому судьба нашей рыбной отрасли не то что бы печальна, но по-прежнему подзаконна, точнее - лежит вне сферы его действия.
Помимо шельфовых, на острове разворачивается и еще один довольно значимый и денежный проект - перешивка железнодорожной колеи на общероссийский лад. Об этом особо не слышно, но работа идет. В нынешнем году под новую колею строятся новые мосты, реконструируются тоннели на западном побережье от Холмска до Ильинска. Ну а в следующем году дело выйдет на более оперативный простор, то есть на основную нашу магистраль, где на бетонные шпалы должен будет уложен трехниточный путь.
На автодорогах области также кипит работа. На днях сдан очередной участок "асфальта" около Арсентьевки, и, похоже, в этом году тамошнюю развязку доделают окончательно. Те, кто хоть раз ездил на север на автомобиле, поймет, о чем я, и насколько это значимо. Жаль только, что асфальт двигается на север Сахалина со скоростью лишь несколько километров в год. Но - где взять деньги на увеличение темпов?
Некоторое оживление наблюдается и в коммунальной сфере в плане подготовки к зиме. В том числе наконец-то проговорена идея о ликвидации в Южно-Сахалинске излишнего посредника МП "Тепловые сети", их "Сахалинэнерго собирается взять в аренду. Правда, работать с энергетиками тоже не сахар. Известно, например, как они борются с неплательщиками - отключают всех городами и районами. Не ждет ли нас нечто подобное с теплом? Но областной центр - ладно. А вот в районах, думается, и холод в домах, и прочие неприятные вещи гарантированно будут и в эту зиму. Власти, конечно, хорохорятся, но так и не могут признать, что наше коммунальное хозяйство не просто больно, а в самом настоящем кризисе. Оно все построено в годы советской власти, когда действовал принцип - не продавать услуги, а предоставлять их, не считаясь с затратами. Принцип изменился, а затраты остались. От безденежья из системы ушли инженеры, что еще более усугубило обстановку. Всем памятны злополучные модульные котельные в Смирных и Горнозаводске, которые не работают, как над ними ни бьются. Вызванные для изучения проблемы независимые эксперты в своем заключении первым делом написали - "для начала читайте паспорта приобретаемого оборудования". Комментарии, что называется, излишни. Как излишен и вопрос - понес ли кто-то ответственность за то, что миллионы рублей были потрачены зря. Кто и кого будет наказывать? Сами себя что ли? Системы ответственности власти перед народом у нас нет, а та, что была в зачаточном состоянии, постепенно отмирает под грузом строящейся вертикали власти. Оттого и остается только поражаться потоку глупостей, который катится из столицы.
С. Морозов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009