Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Загадочный народ - айны…

Институт наследия Бронислава Пилсудского и Сахалинское книжное издательство совместными усилиями выпустили в свет очередной том "Известий Института наследия Бронислава Пилсудского". Это уже седьмая книга и примечательна она тем, что в ней публикуется полная русскоязычная версия перевода единственной, изданной при жизни, монографии Б.О. Пилсудского "Материалы для изучения айнского языка и фольклора", вышедшей на английском языке в Академии умелости в г. Кракове в 1912 году.
Открывают монографию две вступительные статьи: ученого-этнолога из Республики Молдова кандидата исторических наук В.Д. Косарева, которым был выполнен перевод с английского языка 242-страничной монографии Б.О. Пилсудского, и польского ученого-лингвиста профессора университета им. Адама Мицкевича (г. Познань, Республика Польша) Альфреда Ф. Маевича.
Публикуемые в "Материалах" 27 айнских сказок-преданий - уцяськома, записанных Б.О. Пилсудским в латинской транскрипции, с подстрочным переводом и примечаниями, являются, несомненно, ценным вкладом в изучение языка и фольклора айнов острова Сахалина.
В предисловии к своей монографии Б.О. Пилсудский подробно останавливается на том, как он пришел к изучению айнов - одного из самых загадочных народов Тихого океана, некогда населявших все острова Японского архипелага, Южный Сахалин и Курильские острова, язык которых не имеет аналогов ни с одним из языков народов мира.
В разделе "Библиография" Б.О. Пилсудский анализирует труды своих предшественников: английских и западноевропейских (Дж. Бэчелор, Б.Х. Чемберлен, Пфицмайер, Р. Хитчок, Дж. Саммерс, Ф.Ф. Зибольд), русских (Л.И. Шренк, Д.Н. Анучин, М.М. Добротворский) и японских ученых (Ёсикиё Коганэи), и отмечает вклад, который они внесли в изучение фольклора айнов.
Не меньшую научную ценность представляют транскрипция айнских текстов и замечания по айнской фонетике, безукоризненно выполненные Б.О. Пилсудским. Он подробно рассматривает гласные, полугласные, дифтонги, согласные (взрывные), носовые, фрикативные, аффрикаты, плавные, слоги, ударения и употребление дефиса, встречающиеся в айнском языке.
В качестве приложения к "Материалам для изучения айнского языка и фольклора" впервые публикуется "Айнско-русский словарь по Брониславу Пилсудскому. Сахалинский диалект", включающий в себя 6000 слов и выражений, подготовленный его автором-составителем В.Д. Косаревым.
Б.О. Пилсудский был последним из дореволюционной исследователей фольклора сахалинских айнов, повторить сборы которых в новых, изменившихся условиях, когда с 1905 по 1945 годы о. Сахалин вошел в состав Японии, больше не удалось ни одному из российских ученых.
В этом состоит научная и историческая значимость публикуемых Б.О. Пилсудским айнских фольклорных текстов.
Сам же Бронислав Осипович Пилсудский родился 21 октября (2 ноября по новому стилю) 1866 г. в местечке Зулово Виленской губернии в семье состоятельного польского дворянина Юзефа Винцента Пилсудского.
В 1886 г. Б.О. Пилсудский поступает на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он примкнул к террористической фракции партии "Народная воля", которую создали студенты университета П.Я. Шевырев и А.И. Ульянов. А уже в марте 1887 г., как причастный к подготовке покушения на императора Александра III, Б.О. Пилсудский был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 15 годами каторги на Сахалине.
8 июля 1887 г. Б.О. Пилсудский был отправлен на пароходе "Нижний Новгород" на Сахалин, куда прибывает с партией каторжан 3 августа. Отбывал каторгу в Рыковской каторжной тюрьме Тымовского округа с 1887 по 1893 гг., где использовался на общих тюремных работах, позднее - при канцелярии Тымовского окружного полицейского управления. В 1894 - 1896 гг. работал на Рыковской метеорологической станции. Именно в эти годы у Б.О. Пилсудского зародился интерес к аборигенам Сахалина: нивхам (гилякам), айнам и уйльта (орокам). Изучение их культуры стало для него делом всей его жизни.
Он детально знакомится с их жизнью, записывает фольклорные тексты - эпические сказания, легенды, предания, сказки, которые сохранились благодаря его труду. Но, к сожалению, лишь небольшая часть огромного научного наследия ученого была издана при жизни. Многие рукописные тексты погибли или пропали во время первой и второй мировой войн, а те, что сохранились, до сих пор не разобраны и не введены в научный оборот. Впереди - кропотливая работа по расшифровке текстов и подготовке их к печати.
16 февраля 1897 г. Б.О. Пилсудский был переведен из разряда ссыльнокаторжных в разряд ссыльнопоселенцев и освобожден от каторжных работ. В середине марта 1899 г., с разрешения Приамурского генерал-губернатора, Пилсудский переезжает из поста Александровского в Николаевск-на-Амуре, а оттуда в Хабаровск и во Владивосток, где приступает к работе в музее Общества изучения Амурского края.
8 июля 1902 г. по заданию Российской Академии наук Б.О. Пилсудский выезжает в научную командировку на Южный Сахалин для сбора этнографических коллекций по айнам и нивхам. Зимой 1902 - 1903 гг. он совершил поездку к айнам Корсаковского округа, а с июня по сентябрь 1903 г., по приглашению польского этнографа и писателя Вацлава Серошевского, отправляется на север Японии - о. Хоккайдо, где проводит исследования в айнских селениях Сираой, Сару и Хиратори. По возвращении на Сахалин с зимы 1903 и вплоть до апреля 1905 гг. Б.О. Пилсудский занимался устройством айнских школ в селениях Найбучи, Маука, Найеро, Сиянцы на юге острова и вел сбор научных материалов и этнографических коллекций у айнов, нивхов и уйльта.
В мае 1905 г. покидает Сахалин и перебирается в Хабаровск. Здесь Б.О. Пилсудский получает разрешение вернуться на родину. Из Владивостока в конце ноября 1905 г. он едет в Японию, где встретился со многими видными японскими учеными. За 8 месяцев пребывания в Японии он посетил Токио, Нагасаки, Кобэ, Иокогаму, откуда 31 августа 1906 г. уезжает через Америку в австрийскую Польшу. Первое время жил в Кракове, а затем - в Закопане и Львове. Он много и плодотворно занимался научной работой. Пишет большую серию статей, которые вышли в России, Японии, США, Франции, Англии, Швейцарии и Австрии. А все свободное время отдает общественной деятельности.
Первая мировая война вынудила Б.О. Пилсудского переехать сначала в Вену и Швейцарию, а потом - во Францию. Здесь 17 мая 1918 г. его жизнь трагически оборвалась. Он утонул в р. Сене (похоронен на польском кладбище в Монтморенси под Парижем).
Сегодня "Известия Института наследия Бронислава Пилсудского" открывают доступный ранее только очень узкому кругу ученых-лингвистов, неведомый и удивительный мир фольклора сахалинских айнов, в изучение которого Бронислав Осипович внес немалый вклад. Это признают ныне все без исключения ученые. Но как заметил Валерий Косарев: "Между тем, Брониславу Пилсудскому, которому арест и ссылка прервали университетское образование, так и не довелось стать обладателем ученой степени или сколько-нибудь значимой научной должности". Тогда же это обстоятельство служило ему серьёзной помехой в общении с научными инстанциями, маститыми коллегами и в публикации работ…
"Айнская проблема и айнское культурное наследие, - утверждает В. Косарев, - никогда не перестанут интересовать исследователей. И можно быть уверенным: издание "Материалов для изучения айнского языка и фольклора" даст обильную пищу и благодатное поле для новых исследований. Выше всякой похвалы, что именно на Сахалине осуществляется это благородное дело. Приношу искреннюю благодарность всем, кто занимается наследием Бронислава Пилсудского - неутомимого и талантливого исследователя, друга и заступника аборигенов Сахалина, человека счастливой и горькой судьбы".
Анна Сафонова.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009