Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Миллиарды для "Сахалинов"

Одно за другим прошли на днях заседания Уполномоченного государственного органа по проекту "Сахалин-1" и наблюдательного совета по проекту "Сахалин-2". Они и стали основными экономическими событиями недели.
Данные органы для наших шельфовых проектов выполняют примерно ту же функцию, что и Госдума для правительства - они "законодательно" утверждают основные моменты деятельности операторов. В частности, в минувшие среду и четверг был рассмотрен ход реализации проектов в прошлом году, а также программы и сметы работ на год нынешний. В результате было обнародовано, что в 2004 году операторы в общей сложности намерены потратить около 4, 4 миллиарда долларов. Далеко не вся эта сумма осядет в нашей области, но кое-что и нам перепадет. В частности, по всем проектам будут продолжены работы 2003 года, то есть проходка скважин и общестроительные работы на береговом подготовительном комплексе по "Сахалину-1", строительство завода СПГ по "Сахалину-2", модернизация дорожной инфраструктуры, строительство аэропорта в Ногликах, жилья и т.д. Кроме того, "Эксон нефтегаз" предполагает начать подготовку просеки под нефтегазопровод, а "Сахалинская энергия" намеревалась устроить торжества по поводу первого сваренного стыка транссахалинской трубы уже в эту пятницу, да погода заставила перенести мероприятие на более погожий день. Самим же работам, погода, естественно не помешает.
Словом, перспективы на 2004 год прописываются достаточно четко. Однако неправильным было бы полагать, что технология проектов отработана на все сто и далее они покатятся без сучка и задоринки. Нет, шероховатостей, непрорешенных вопросов здесь еде довольно много. Остановимся на основных из них.
Во-первых, экология. Всем понятно, что другим помимо углеводородов богатством области является рыба, в частности проходные лососи, нерестящиеся в реках острова. Нефтепроводы же пересекут буквально тысячи водоемов. Даже небольшая утечка нефти, и река - потеряна. А кто может исключить вероятность порывов, тем более что наш остров опасен в сейсмическом плане? Надо отметить, что данные вопросы поднимают уже не просто общественные экологи, отношение к которым у многих по-прежнему снисходительное, а областные власти. В частности, на заседании Уполномоченного государственного органа сконцентрировали внимание именно на ряде экологических проблем. Например, удалось убедить "Эксон нефтегаз", который намеревался оснастить свои трубопроводы устаревшими ручными задвижками, перейти на автоматы, которые давно применяются на старом нефтепроводе "Сахалинморнефтегаза".
Согласился оператор начать решение проблемы распределения рисков при возможных авариях танкеров. До этого он брал на себя ответственность за разлив нефти только до пункта отгрузки, остальную ответственность должны были нести перевозчики. Формально вроде бы правильно. Однако именно "Эксон" настоял на весьма опасной схеме транспортировки нефти по Татарскому проливу, где зимой царствуют льды (затонувшая буквально на днях "Памела Голд" тому подтверждение), а летом снуют рыбацкие суда. И потом, обязательная страховка, может быть, и покроет ущерб, но огромные деньги нужны будут незамедлительно. Да и схема немедленного реагирования на нефтяное пятно - люди, техника, суда ЛАРН - тоже. Вряд ли судовладельцы будут иметь все это на нашем острове. А вот у "Эксона такие силы есть.
Экологи-общественники, впрочем, идут еще дальше. Теперь их основное требование - вести трубопроводы не по руслам рек, а под ними. Только таким образом будет возможно оперативно обнаружить утечки. Что ж, посмотрим, может быть, операторы согласятся и на это их требование.
Вторая проблема касается стабильного режима деятельности самих операторов. Тут происходит чисто российская ситуация, которую посторонний человек может принять за дурной анекдот. При подписании соглашений о разделе продукции (а они имеют ранг федерального закона) было четко оговорено, что операторы освобождаются от налога на добавленную стоимость. Но чиновники говорят - чтобы не ломать имеющуюся налоговую схему, вы этот налог платите, а мы потом будем вам его возвращать. Это "потом" длится уже несколько лет, и получилось, что государство задолжало операторам бешеные суммы. И все чаще звучат речи, что де мол, сахалинские проекты разоряют отчизну. Они, конечно, пока только разговоры, но проблему действительно надо или решать, или…
С.Морозов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009