Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Театр в нас и мы в театре

Признаюсь, в театре не был уже много лет. Честно говоря, и не тянет. Дело даже не в том, что как и большинство, люблю поваляться на диване перед телевизором или, в крайнем случае, выбраться в кино на последний сеанс. Я просто не очень люблю смотреть спектакли.
Вполне возможно, что пошел бы на ленкомовскую "Юнону и Авось", но отнюдь не из-за неуважения к сахалинскому театральному искусству, а из-за того, что это немногое из нравящегося. Я не отношусь к адептам моды, но так, в основном, и бывает - если что-то популярно, на это обращают внимание даже те, кто это не любит в принципе. Таковы человеческая природа и сила влияния мнения окружающих.
Повод задуматься об отношении к театру меня - в частности и остальных - вообще, дало опять же телевидение. После работы, поужинав, немного посидев перед монитором, я улегся в позе "отдыхающего-после-напряженного-дня" перед "телеящиком" и на полтора часа выпал из жизни, наблюдая за игрой "Сельты" и "Милана" в Лиге чемпионов.
К моему удовлетворению, испанцы наказали подопечных Карло Анчелотти, выставившего второй состав, счетом 2:1 в пользу "Сельты". По окончании матча спать все-таки захотелось, но, перебирая каналы, я наткнулся на знакомое лицо Олега Павловича Табакова: ГТРК транслировало авторскую программу "Приглашает Борис Ноткин".
Прислушавшись, я сделал звук погромче, и с этого момента мое внимание поглотили ведение интервью Ноткиным и обаяние Табакова. Восхищение первым было, прежде всего, профессиональным - по своей работе я довольно часто интервьюирую людей, знаменитых и не очень, но до этого уровня мне и многим из "наших" - жить и жить. Умница, человек, прошедший номенклатурную партийную школу, ученый-психолингвист, просто приятный ведущий, всегда четко знавший, где и в каких случаях "влезть" и вставить свою палку в колесо потока информации, лившейся на нас в 90-х - до чего же ему не идут модные галстук-костюм-сорочка и до чего же это незаметно в его образе на экране! Сразу же апарт для критиков: вышесказанное не есть дифирамбы Борису Исаевичу как таковому, а больше камень в огород новоявленных квазиведущих квазиинтервью квазизвезд. А Табаков, собственно, и стал причиной этой статьи.
Не буду говорить, что после программы Ноткина я полюбил "Табакерку" и театр в целом, но в невероятной мощи настоящего человека искусства я убедился процентов на 200%. Конечно, в этом я был уверен и раньше, но, право, не стыдно испытать еще раз чувство преклонения и глубокого уважения перед Мастером. Почему народ больше ходит в кино или смотрит ТВ, чем посещает театр? В принципе, ответов было много и разных, иногда статистических, иногда натянутых, иногда просто неопределенных. Логичным и наиболее правильным, естественно, является "Не хотят, вот и не ходят". Но я бы задал вопрос по-другому: а надо ли, чтобы в театр ходило больше (или хотя бы столько же) людей, чем в кино? По моему скромному разумению и в согласии с мнением Олега Табакова, театральная аудитория не только является меньшинством, но и будет оставаться им. А призывать людей посещать спектакли - все равно, что пытаться насильно привить человеку пресловутое "разумное, доброе, вечное". К тому же, маркетинговые веяния не могли не коснуться театра, а если конкретнее - теория ценообразования на так называемые роскошные товары и услуги.
Худрук "Табакерки" привел замечательный пример, смысл которого заключался в том, что цены на билеты не могут быть слишком низкими. Конечно, если театр выезжает на гастроли, и какие-нибудь представители бизнеса дотируют его представления, предоставляют возможность для снижения цен, то последние могут быть и поменьше - даже театру необходимо ориентироваться на покупательную способность жителей региона. Но театр не должен привлекать людей низкими ценами, мол, идите-идите, у нас самые низкие цены. Зритель сам идет и платит за это. Вот в том-то, видимо, и оно: даже несмотря на моду на что-то иное, даже через нолики сумм, даже в наше время, так настойчиво отбивающее желание смотреть на хвастовство Хлестакова в "Ревизоре" или страдания Ларисы в "Бесприданнице" человек тянется к тому, чтобы это смотреть, видеть и чувствовать.
Послушав Табакова, ясно и остро понимаешь величие театра, его влияние на странное и необъяснимое понятие "человеческая душа". Сразу же в театр от этого, как я уже говорил, мне не хочется, но уже что-то становится по-другому, чище, радостнее, как у Маяковского, что "такие люди в стране Советской есть". Но решиться в один прекрасный вечер променять поход в "Дайв" или "Джамп" на "№13" или "Восемь любящих женщин", думаю, стоит. В конце концов, "весь мир театр, и люди в нем - актеры", но пора бы побыть и зрителем, это полезно.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009