Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Чехов как экономический фактор

"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это неизвестно". Эта хрестоматийная фраза вполне приложима к проблеме развития туризма на наших островах. Вот уже не один год ломаются копья - почему-то цивилизованные народы зашибают со своих природных и прочих красот неплохие деньги, а у нас, хотя вроде и мы не обделены красотами природы, так не получается. На днях вновь собирались в областном центре заинтересованные в развитии туризма люди, говорили, спорили. В который раз сошлись на том, что мешает разобщенность, что надо объединяться.
Тревожит всех, конечно, не о тот туризм, когда рюкзак за спину, подругу под мышку и на перекладных к какой ни будь уютной полянке - этому никакая особая официальная организация не нужна. И, пожалуй, не тот, когда пластиковую карту в карман и куда ни будь в Таиланд - выездной туризм, думается, давно уже развит до уровня, вполне соответствующего толщине среднесахалинского кошелька. Есть у нас туризм и тот и тот - в области действует свыше 50 фирм, так или иначе занимающихся туризмом, и их оборот составляет более двух миллионов долларов.
И все-таки проблема постоянно ставится. Чиновников и всех остальных волнуют прозябающие без пользы делу не приносящие выгоды бюджету "красоты" сахалинской и курильской природы. Надо, надо поставить их на службу обществу, или хотя бы отдельных его представителей.
Однако длительность дискуссий поневоле наводит на крамольную мысль - а возможно ли у нас вообще существование туризма, как мощной, по примеру иных стран, отрасли экономики области?
Обычно это не подвергается ни малейшему сомнению. Однако, порассуждаем. Кто и зачем к нам поедет? Японцы на могилы предков? Они и так приезжают регулярно. Иностранные любители рыбалки и охоты на медведя? Но и для них уже давно устраиваются туры. А кто еще?
Да никого больше. Во всяком случае, в массовом масштабе. Природных "красот" множество по всей планете. Только подъезды к ним, в отличие от нашей области, гораздо более дешевы и благоустроены. Именно поэтому и с материка никаких массовых заездов к нам тоже быть не может - там хватает своих "медвежьих" углов и разбитых дорог и наши им совсем не в новинку будут.
Но дело даже не в дорогах. Туризм в отличие от угольного, скажем, разреза дело куда как более тонкое и зависит не только от инициативы и капитала отдельного энтузиаста. Нужна деятельность всего общества. Во-первых, по построению общей социальной инфраструктуры, что означает, прежде всего, горячую воду во всех без исключения гостиницах хотя бы райцентров (фантастика, не правда ли?). А во-вторых, по созданию общей культурной среды.
Любая туристическая достопримечательность притягивает людей прежде всего своей "легендой". У нас из таковых только две - Чехов и каторга.
И к Чехову едут. Это фигура у мировых интеллектуалов знаковая. И его поездка на Сахалин - тоже. Но что мы можем показать кроме двух-трех небольших музеев?
И вообще, что мы можем показать? Главное впечатление всех без исключения вояжеров, как иностранных, так и отечественных (естественно, не после парадно-политических поездок), это крайнее убожество наших поселений. Словно бы и не было ХХ века вовсе. Почитайте хотя бы А.Битова, который побывал у нас не так давно.
Слышать это, безусловно, обидно. Но нужно. Если по коридорам нашей гостиницы бродят пьяные бомжи, вряд ли можно ожидать наплыва приличных постояльцев.
Увы, по этой причине не поедут к нам и любители экстремального туризма. Современный модный экстрим как минимум должен быть красивым. Плавание в грязи таковым не является.
Есть ли выход? Безусловно. В Саппоро, например, который так себе городок - серый и стандартный, устраивают снежный фестиваль и, вообще, вовсю пользуются тем, что Хоккайдо - самая снежная провинция Японии.
Поэтому проблема массового паломничества на Сахалин, это, прежде всего, проблема своего культурного проекта. Создадим его - можно будет "стричь купоны".
И, кстати, касается все вышесказанное не только туризма. В современном мире такая тонкая материя как культура, все больше становится производящей силой. Просто в туризме это проявляется наиболее ярко.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009