Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Утвержденный объем капиталовложений в разработку месторождений на шельфе Сахалина вдвое превышает уровень предыдущего года.

Проекты Сахалин-1 и Сахалин-2, стартовавшие в середине девяностых, назывались экспертами самыми успешными примерами взаимодействия российского правительства с иностранными инвесторами. Соглашения о разделе продукции обеспечили западным корпорациям налоговый рай и смогли сделать капиталовложения в развитие северных территорий выгодными.
Несмотря на то что подписание договоренностей и запуск проектов был осуществлен по российским меркам чрезвычайно быстро, до начала добычи все еще остается несколько лет. Это связано с тем, что, помимо гигантских финансовых вливаний, разработка шельфа требует и серьезного научного анализа - выяснения наиболее перспективных мест бурения, адаптации конструкции буровых платформ к сахалинским условиям. На создание транспортной и жилой инфраструктуры также нужно немало времени.
На состоявшемся заседании уполномоченного государственного органа (УГО) по проектам Сахалин участники решали, какой объем инвестиций необходимо направить в регион. По итогам заседания было принято решение, что капиталовложения в Сахалин-1 в следующем году должны будут вдвое превысить уровень этого года и составить 1,4 млрд долл. Такой резкий рост объясняется тем, что на шельфе наконец-то начинается бурение скважин. Пока оно так и останется в рамках экспериментального освоения, так как трубопроводы, по которым добытая нефть и газ должны поставляться в Японию, еще не готовы, однако уже в следующем году эксперты смогут оценить фактическую рентабельность и условия добычи. Проект включает три месторождения - Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. По оценкам специалистов, условия разработки запасов Сахалина весьма сложны. Глубина дна в районе, в котором будет установлена буровая платформа, составляет 60 метров, притом что больше 6 месяцев в году поверхность моря покрыта льдом. В настоящее время на шельфе острова выделено всего 9 лицензированных зон, но лишь две из них имеют статус СРП. Это Сахалин-1 и Сахалин-2. Первая управляется корпорацией ExxonMobil в партнерстве с российской "Роснефтью" и индийской ONGC Videsh Ltd. Вторая разработка проводится под руководством консорциума Sakhalin Energy, созданного Shell, Mitsubishi и Mitsui. Они разрабатывают два месторождения - "Пилтун-астохское" и "Лунское".
В рамках первого проекта планируется добыть более 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Общий запас нефти в месторождениях проекта Сахалин-2 превышает 4,2 млрд барр., а разведанные объемы природного газа составляют ориентировочно 700 млрд куб. м.
Несмотря на то что второй проект в несколько раз крупнее первого, перспективы Сахалин-1, по оценкам специалистов, неплохие. ExxonMobile и "Роснефть" сделали ставку на трубопроводный метод экспорта добытого газа, тогда как в рамках проекта Сахалин-2 планируется доставлять голубое топливо на материк танкерами в сжиженном виде. Споры между экспертами по поводу того, какой способ выгоднее и эффективнее в долгосрочной перспективе, не затихают до сих пор. Сторонники трубопровода считают, что, несмотря на более высокие первоначальные вложения, транспортировка газа после введения в строй "трубы" станет очень дешевой, а учитывая огромные извлекаемые запасы, окупит строительство с лихвой. В начале этого года участники завершили технико-экономическое обоснование предлагаемого трубопровода для поставки природного газа с Сахалина на рынки Японии. В настоящее время началась работа над оставшимися вопросами, требующими разъяснения и решения, включая вопрос создания компании - владельца японского сегмента трубопровода, занимающейся его строительством и эксплуатацией.
Реализация этого проекта впервые позволит осуществлять поставку природного газа по трубопроводу на рынок Японии. Трасса, по заверениям инвесторов, будет выбрана таким образом, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду и обеспечить безопасную эксплуатацию. Японский сегмент трубопровода будет проходить с севера Хоккайдо до основных городских рынков центральной части Японии. Уже завершены исследования по оценке двух вариантов маршрута трубопровода. Это трасса тихоокеанская до Токио либо через Японское море до Ниигаты. Строительство производственных сооружений для поставки газа в Японию займет пять лет с момента принятия потребителями обязательств по закупке газа.
У сторонников танкерного способа отправки топлива на материк и в Японию свои аргументы. "Труба", по их мнению, слишком привязывает разработчиков к одному рынку, к тому же экономика Японии балансирует на грани рецессии и вряд ли там в скором времени начнется рост потребления. Другое дело - Китай. По словам экспертов, китайский рынок будет развиваться гораздо динамичнее, чем японский, поэтому ориентироваться при поставках газа нужно именно на него. Кроме этого, наличие завода по сжижению природного газа позволит поставлять сырье даже в Южную Корею и США.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг".

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009