Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Кто б в рабочие пошел?

Этот кризис начался уже давно, просто текущие события в экономике обострили его и, судя по всему, будут обострять и далее. Речь идет о работе государства по обеспечению перспектив своего развития, то есть об образовании своих граждан и подготовке кадров.
В принципе, тема здесь чрезвычайно объемна, и не случайно перманентные реформы в этой сфере вызывают постоянные жаркие дискуссии. Не буду касаться всего, учебных программ, например, тут должны говорить специалисты. Остановлюсь на внешних проявлениях происходящего - что дает людям нынешняя система образования и как она отражается на нашей экономике.
Сейчас в базе данных областного государственного учреждения "Центр занятости населения" находятся почти 7,6 тысячи вакансий. Более 70 процентов из них - рабочие профессии: электрики, электрогазосварщики 5-6 разрядов, водители автомобилей категории "Е" и "Д", машинисты автодорожной техники, операторы по добыче нефти и газа. Крайне востребованы слесари, повара, штукатуры-маляры и др. Повсеместно не хватает матросов, воспитателей, медсестер. Наибольшее количество открытых вакансий для людей с высшим образованием - инженеры, врачи и учителя. Причем, для большинства этих вакансий вовсе не требуется пресловутый "опыт работы". Как утверждают специалисты центра, в настоящее время на предприятиях области больше всего ждут именно выпускников, получивших начальное профессиональное образование. Для них в базе данных есть около 64 процентов вакансий от общей массы тех, кого работодатели готовы принять без опыта работы.
Пример. В марте произошел очередной выпуск судоводителей, судо-, электро- и рефмехаников Сахалинского морского колледжа (Невельск). Все 75 молодых специалистов были тут же трудоустроены на предприятиях рыбопромышленного комплекса. Более того, осталось более десятка неудовлетворенных заявок.
То есть работа есть.
Однако что предлагает наша система образования? Начальное профессиональное в нашей области получают 5 тысяч человек, среднее профессиональное - 14 тысяч, высшее - 21 тысяча. Эксперты говорят, что если в мировой практике при подготовке кадров для нормального развития экономики нормальным считается соотношение обучаемых специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием 1:3:5, то в нашем регионе данное соотношение составляет обратную пропорцию 1,0:0,6:0,4. Рынок зашкаливает от перепроизводства менеджеров, бухгалтеров, экономистов и юристов. Рабочих мест для них, естественно, маловато. В 2008 году 64 процентов от всех безработных были молодые люди до 30 лет.
Однако не стоит пенять лишь на наши областные власти. Подобная практика сложилась в большинстве регионов России - на каждого рабочего приходится три менеджера. И не случайно господин Фурсенко начал говорить о том, что нам не нужно столько вузов, которые производят неизвестно кого. И уже принято решение о сокращении вузов и их филиалов, при увеличении образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Отметим однако, что наша государственная политика в области образования по-прежнему непоследовательна (если она есть вообще). Нам не нужно столько людей с высшим образованием? Но возьмем условную деревню Гадюкино на 25 дворов. Возглавлять местную власть должен только человек с "вышкой". То, что раньше мужики с четырехклассным образованием, но огромным опытом успешно возглавляли колхозы-миллионеры - забыто. Теперь без высшего образования не занять ни одну серьезную должность и на госслужбу не попасть. А все это резкое сужение карьерных и жизненных перспектив. Какой нормальный человек на это пойдет? Мало ли как жизнь повернется. Поэтому высшее образование в нашей государственной системе - это гарантия будущего и стремиться к нему будут любыми способами, что бы там ни предпринимал Фурсенко.
Следующий аспект непоследовательности - страшные перекосы в оплате труда. Яркий пример - учителя, которых дефицит, особенно в районах. Средняя заработная плата молодого специалиста составляет 10-12 тысяч рублей при отсутствии собственного жилья. А ведь учитель - это государственный человек, и к нему должен проявляться государственный подход.
Впрочем, к кадрам рабочих - тоже. А что мы видели в последние годы? Господа предприниматели при прямом попустительстве органов власти вдоволь поиздевались над ними - задержки зарплаты, обманы, невыплаты, минимальные заработки, отвратительнейшие условия труда - кому нужны такие рабочие места?
На одном из недавних представительных профсоюзных совещаний прозвучала следующая информация. "Уже в этом году произошел несчастный случай на котельной в Быкове Долинского района. Во время работы погибла женщина, которой не было еще и 50 лет. Основная причина подобных трагедий - неудовлетворительная организация производства работ, содержания рабочего места, отсутствие безопасных условий труда. В частности, в Вахрушеве на котельные подают уголь в виде глыб и женщины ломами разбивают его вручную. Делают они это без какой-либо оплаты, молоко за вредность на этих предприятиях не дают, денежная компенсация отсутствует. И такие случаи не единичны".
Система отопления целого муниципального образования держится исключительно на немолодых женщинах с ломами в руках! И это не единичный случай. Как и в войну женщины вынесли на себе всю тяжесть тыла. Но сколько можно все взгромождать на их плечи?
Но молодежь ведь в эти кочегарки силком не затащишь. Понятие престижа - это наше нынешнее все. В бандитах и легче, и выгоднее, и круче.
Количество поступающих в 13 областных профтехучилищ подает с каждым годом. В 2008 году в них поступило на 9 процентов меньше человек, чем в 2007 году. А тем временем средний возраст сахалинского рабочего уже перевалил за 50 лет.
В таких условиях завоз гастрабайтеров - неизбежен. И вот за каких-то два года киргизы составили третий по величине этнос Сахалинской области. Вызовет ли это социальные конфликты? Не исключено. И, тем не менее, как разрешить эту проблема - неизвестно. Да и возможно ли ее решить на уровне отдельного региона? И остается пока только наблюдать за судорожными и не всегда объяснимыми действиями реформаторов из правительства.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009