Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Мост и кабель

В последнее время, очевидно, в связи с угрозами, несомыми наступающим экономическим кризисом, в обществе начинает активизироваться интеллектуальная деятельность. Причем, по вопросам, порой, самым "возвышенным". Например, о грядущем строительстве железнодорожного перехода на материк. И это хорошо. Беда только в том, что из-за предшествующей лени и нелюбопытства начинающие интеллектуалы плохо следили за информационными массивами по обсуждаемым темам, а потому их фантазия не знает, порой, границ. И опять же, не буду говорить, что это плохо. Сам люблю это дело. Но и трезвый взгляд на вещи тоже необходим. Хотя бы для того чтобы, когда подойдет время принимать конкретные решения, не совершить традиционное - "хотели как лучше, а получилось, как всегда".
Итак, железнодорожный (безусловно, и автомобильный) переход Сахалин-материк. Проект занесен в стратегию развития железных дорог России до 2030 года. Сроки проектирования до 2015 года, строительство - после. В упомянутой стратегии данный проект обозначен не как стратегический, а как социальный. То есть при изменении инвестиционной ситуации он может быть отодвинут на неопределенное время. Такая ситуация уже в наличии, и РЖД уже пересматривает свои инвестиционные планы. Впрочем, Д. Медведев утверждает, что деньги на проектирование "моста" будут выделены в срок и в полном объеме. Верить ему или не верить - личное дело каждого. Время еще есть.
Нужен ли данный дорогостоящий "мост"? Сахалину - да. Это подтвердит всякий, кто хоть раз связывался с периодически закрывающейся из-за непогоды паромной переправой. России же он не обязателен. А поскольку данные строки пишутся на Сахалине и для сахалинцев, то позиция автора - безусловно, "да". Причем, стенания насчет дороговизны, окупаемости и того, сколько денег будет разворовано, оставим в стороне. Государство спокойно тратится и на более необычные проекты. Например, на проведение зимней Олимпиады в Сочи. А сколько разворуют... Тут традиционно: сколько разрешат - столько и разворуют.
Теперь непосредственно о проекте. Мост? Тоннель? Глухая дамба? Последний вариант особенно привлекателен тем, что в данную дамбу (плотину) можно вставить гидроэлектростанцию и за счет течений давать ток в "неосвоенные районы". Одновременно выдвигается идея ГЭС не ставить а пробросить кабель и поставлять на Сахалин электроэнергию с той же Бурейской ГЭС. Что выберем?
Проект дамбы выглядит наиболее привлекательным, в том числе и для любителей экономии государственных средств, поскольку он самый дешевый. Мелководный пролив Невельского - 8 километров - пересыпается наглухо (в дамбу можно вставить гидроэлектростанцию), в обход массива мыса Лазарева, по цепи старых озер прорубается судоходный канал, через него перебрасывается небольшой - до километра, а потому инженерно несложный мост, и Сахалин превращается в полуостров, обеспеченный надежной всепогодной связью с материком. Плюс к этому получает дешевую электроэнергию. Приливы в южном устье пролива Невельского (мыс Лах) могут достигать 2,5 метров, течение в проливе неплохое...
Против выступают экологи, поскольку такая дамба полностью уничтожит сложившиеся биоценозы Амурского лимана и севера Татарского пролива, но на экологов можно ведь не обращать внимания, не правда ли? А вот геоморфологов, увы, так просто не проигнорируешь.
Как пишет много лет изучавший те места кандидат географических наук В. Афанасьев, "В проливе Невельского мощная пачка подстилающих морских песчанно-илистых отложений обладает повышенной пористостью, текучестью и насыщена грунтовыми водами, которые реагируют на действие фильтрационных волн и приливно-отливным колебаниям моря, проникающим в грунт, по данным А. М. Киричек-Бондаревой, до глубины 100 м". Проще говоря, плывун там, огромнейший плывун, в котором твердая дамба будет плавать как в жидкости по самой непредсказуемой траектории под воздействием волн, ветров, льдов, течений, наносов, ломая при этом и железную дорогу, и сооружения ГЭС.
Впрочем, проект использования энергии моря все равно существует. Но это не наш проект, а соседей - хабаровчан. Речь идет о строительстве приливной электростанции (ПЭС) в Тугурской губе (район Шантарских островов). Средняя величина прилива на входе в залив - около 5 метров, максимальная - до 13 метров. Научное обоснование электростанции на 8 ГВт уже выполнено ОАО "Научно-исследовательский институт энергетических сооружений". Более того, уже начинается работа по конкретному проектированию. Данный проект даст "сокращение добычи, транспортировки и сжигания топлива для тепловых электростанций на 7 млн.т условного заменяемого топлива; уменьшение загрязнения атмосферы Дальнего Востока на 17 млн.т выбросов в год; обеспечение дешёвой и возобновляемой энергией морских приливов потребителей всего региона, в том числе Южной Кореи, Японии и Китая".
Высоковольтный кабель постоянного тока, проброшенный на Сахалин, позволит полностью снять дефицит электроэнергии на острове (Сахалину потребуется процентов пять от этой мощности). Кстати, о том, что дешевле пробросить на остров такой кабель, нежели заморачиваться строительством СахГРЭС-2 в Углегорском районе говорил еще А. Чубайс перед своим уходом из расформированного РАО "ЕЭС России", после того как понял, что его проект "энергомоста" со строительством соответственной электростанции в Углегорском районе откладывается на совершенно неопределенное время... (Потом наши власти решили затянуть на остров Дерипаску, чтобы он под алюминиевый завод построили с СахГРЭС-2, но РУСАЛу сейчас не до строительства новых заводов - не закрыть бы имеющиеся.)
Вот такие, собственно, некоторые реалии вокруг этого вопроса. И если не учитывать их - в будущем можно здорово проиграть.
С. Морозов.
P.S. Зато Сахалинское морское пароходство в конце прошлого года объявило о начале работы по строительству двух современных паромов большой вместимости, которые начнут работать на линии Ванино-Холмск.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Ручки дверные для межкомнатных дверей купить в пензе.