Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Реформаторский зуд

О том, что прямой или косвенный (через повышение таможенных пошлин и прочую поддержку отечественного автопрома) запрет на подержанные праворульные иномарки может серьезно подорвать экономику Дальнего Востока, автор уже говорил неоднократно (например, http://www.sakhalin.info/weekly/52686/ и т.д.), поэтому повторяться не буду.
Буду о другом. Нынешняя ситуация с протестами автомобилистов опять свидетельствует о том, что не может огромная страна, расположенная в 11 часовых поясах, жить и развиваться в унифицированном законодательстве. Что для Центральной России благо, то для Дальнего Востока может быть смерть.
Понятно, Уголовный Кодекс - против него никто не спорит. Убийство, оно везде убийство. Но экономический блок? Ведь условия экономической деятельности в разных регионах совершенно разные. Это, кстати, было понятно, уже в так называемую, перестройку, и именно поэтому при создании РФ, в Конституцию была занесена норма о договорном отношении субъектов РФ и федерального центра: "Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении полномочий" (ст.11.3). Так вот, в сфере своей или совместной компетенции (ст. 72) - а они согласно Конституции весьма значительны - субъект РФ мог принимать собственные законодательные акты.
Но вот началось строительство "вертикали власти", и упомянутые выше договоры о разграничении предметов ведения и полномочий с 2001 начали массово, по "инициативе" снизу, расторгать. Сахалинская область исключением не стала. И теперь в нарушение Конституции полномочия и предметы ведения субъектов определяют не договора, а непосредственно федеральный центр. А его позиция такова - все "до сэбэ". Прежде всего, это касается экономической базы развития регионов. Шельф, нефть, газ - федеральная собственность (именно так мы лишились роялти, своей доли в СРП и Фонда поколений), лес - федеральная собственность, рыба - федеральная собственность и т.д., и т.п. И собственностью этой, естественно, управляют федеральные чиновники, мало сообразуясь с региональными особенностями.
Сейчас, как известно, новые потрясения ждут рыбную отрасль - по приказу Москвы с 1 января все водно-биологические ресурсы, добытые в 200-мильной зоне, должны проходить таможенное (а стало быть, еще и пограничное - граница-то открывается - закрывается, и ветеринарное) оформление на родном берегу. Да, в правительстве (конкретно - первый вице-премьер В. Зубков) утверждают, что оформление это не будет затянуто - не более 3-х часов на судно. И что, мол, такой порядок уже действует в ряде регионов страны, и все там нормально.
Ну что ж, посмотрим, что там у нас с другими регионами.
За 11 месяцев нынешнего года "всего вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями составил 3068,4 тысячи тонн. В том числе в Дальневосточном бассейне - 2041,4 тысячи тонн, или 66 процентов от общего объема. В зонах иностранных государств, конвекционных, или открытых зонах Мирового океана, в сумме 656 тысяч тонн, или еще 22 процентов. И только 10-12 процентов российской рыбодобычи приходится на остальные рыбохозяйственные бассейны. Уловы Балтийского моря - 32,1 тысячи тонн, Азово-Черноморского бассейна - 24,6 тысячи тонн, Каспийского бассейна - 21,5 тысячи тонн. Да один сахалинский район и только на лососе порой берет больше, чем все Балтийское море за год! Естественно, с такими объемами рыбы, как в "ряде регионов страны", разобраться совсем не трудно.
А на наши дальневосточные берега с нового года хлынет 2 миллиона тонн рыбы. Во всяком случае, наши сахалинские таможенники прогнозируют, что объемы оформления ВБР на экспорт увеличатся примерно в 8 раз. Во сколько при этом увеличится штат таможенников, пограничников и прочих надзирателей моря, число оборудованных пунктов пропуска и т.д.? Да ни во сколько. Более того, "в Углегорске, Шахтерске, Бошняково, Красногорске, Поронайске, Москальво, Малокурильском, Крабозаводском и Курильске таможенных постов нет... Холмский порт для оформления рыбопродукции использоваться не может, так как находится в долгосрочной аренде у подрядчиков операторов шельфовых проектов. Невельский также не пригоден для этой цели из-за аварийного состояния". Так что всем, пожалуйста, в Корсаков и Южно-Курильск. Ну можете еще и в Александровск завернуть, топливо-то у нас нынче дешевое, что вам пару сотен миль крюка?! Прекрасное зрелище будет представлять в следующем году залив Анива - копошатся, выстаиваясь в очередь рыболовецкие суда, их вальяжно расталкивают танкеры-афромаксы и газовозы...
Или не будут "копошиться"? Сколько именно судов будет ежедневно подходить на Корсаковский рейд? А никто этого не знает! А справятся ли таможенники с увеличившимся в 8 раз объемом работы? А никто этого не знает! По словам таможенного чина, "время работы пропускных пунктов будет определено по ходу работы, так же, как и возможное увеличение штатной численности таможни... увеличить число сотрудников можно только по фактическим показателям. Если людей будет не хватать, этот вопрос поставят перед руководством..." А что такое увеличить численность федеральной структуры при уже сверстанном и утвержденном на год ее бюджете - это кто-нибудь знает?!
Словом, ничего еще конкретно не подсчитано, не подготовлено, а с 1 января по требованию столицы - будь добр, вынь да положь!
И есть у меня подозрения, что таможенники попросту захлебнутся в этом потоке ВБР. А значит, сбои и потери, толкающие рыбаков в браконьерство, неизбежны. А скажите мне, пожалуйста, зачем сознательно увеличивать количества бардака, когда в процессе наступающего кризиса его и без того будет более чем достаточно?!
Собственно говоря, весь этот затянувшийся спич вот к чему - коренная ревизия отечественного законодательства (а примеров тому, как оно вставляет палки в колеса нашему развитию можно приводить множество) есть непременное условие любой антикризисной программы. И только не надо говорить, что "закон суров, но это закон". Мы, слава богу, не дети, и прекрасно знаем, кто пишет эти законы, и иногда даже догадываемся - для кого и под кого. Только вот кто этой ревизией и исправлением законодательства будет заниматься?

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009