Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Все лучше и лучше

Коль на неделе случился праздник - День знаний, то почему бы не поговорить на эту тему? Экономику делают люди - подготовленные, грамотные, квалифицированные, мотивированные не только материально, но и морально, и фундамент всему этому закладывает школа и прочие учебные заведения. Автор, впрочем, упоминал об этом неоднократно, но тема вечная и, действительно, почему бы и нет?
Вот, например, в конце августа в области прошли общественные слушания комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ на тему "Роль образования, науки и культуры в формировании постоянного населения в Дальневосточном федеральном округе и укреплении позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе". На нем с докладом на тему "Состояние и перспективы развития системы образования в Сахалинской области" выступил начальник департамента образования Сахалинской области Евгений Сафонов.
Как заявил главный педагог области, "проведенный недавно опрос населения показал, что большая часть жителей региона считают,что качество и уровень образования в учебных заведениях области в настоящее время улучшились по сравнению с предыдущими годами". И, естественно, "все достижения в сфере образования в области стали возможны благодаря ресурсной поддержке администрации Сахалинской области".
То есть, верной дорогой идем, товарищи.
Только вот "большой босс" Сафонова, министр образования г-н Фурсенко, в конце концов был вынужден признать обратное. "Действующая в стране система среднего образования неэффективна, о чем свидетельствуют неудовлетворительные итоги последней сдачи выпускниками школ единого госэкзамена (ЕГЭ). Об этом, сообщает "Интерфакс", заявил в среду, выступая в Госдуме в рамках "правительственного часа", министр образования и науки России. "25 процентов выпускников школ, как показала сдача ими ЕГЭ, не знают русского языка, не знают математики", - подчеркнул Фурсенко, добавив, что в столь негативной картине есть и положительный эффект: общество наконец осознало - ситуация настолько плоха, что систему школьного образования необходимо менять. Говоря о высшем образовании, Фурсенко выразил сожаление в связи с тем, что качество обучения в вузах также "страшно упало", и сообщил, что требования к высшим учебным заведениям будут ужесточены". Ну и, естественно, потребовал очередных реформ, нимало не заботясь о том, что он и без того так прореформировал народное образование, что "25 процентов выпускников школ не знают русского языка, не знают математики".
Но может быть, в отличие от России в целом, в нашей области все наоборот? Но автор в своих обзорах уже говорил о том, как хватаются за голову старые преподаватели СахГУ по результатам нынешних вступительных экзаменов. Из-за низкого уровня подготовки абитуриентов приходится даже отменять набор на некоторые специальности. Кстати, специальность "преподаватель русского языка и литературы" - того самого языка, коим не владеет четверть наших школьников, была в СахГУ отменена еще несколько лет назад.
Так зачем же руководитель областного образования, мягко говоря, лукавит? Ах, да! Был же опрос общественного мнения! Это, действительно, серьезно.
Только вот можно ли на таких опросах строить свое будущее?
На днях в администрации области на очередном ее большом заседании размышляли, какие специальности будут нужны нам для успешного развития островов до 2015 года. Пришли к выводу - "сохранится спрос на специалистов в области компьютерных технологий, сферы туризма, энергетики и строительной деятельности. Наиболее востребованными будут специалисты, имеющие специальности финансиста, инженера и техника по различным видам деятельности, механика, имеющего специализацию в области автомобильного, морского транспорта, строительным и дорожным машинам и оборудованию, преподаватели, врачи, а также сотрудники милиции, юрисконсульты, экономисты-менеджеры со знанием прикладной информатики, руководители, управляющие предприятием, инспекторы по охране леса. В группе "рабочие" сохранится потребность в высококвалифицированных электриках, электромонтерах, слесарях по ремонту оборудования, монтажниках по монтажу стальных и железобетонных конструкций и других специалистах".
Особенно умилили "инспекторы по охране леса". Не специалисты для возрождения разваленной напрочь лесной промышленности, а инспекторы по контролю и надзору. Но появление данной специальности понятно. С. Котельников, глава профильного областного департамента, человек активный, он и подсуетился. А вот за инспекторов рыбоохраны заступиться было некому. И то, что наши нерестилища вырезаются до нуля, это, судя по всему, исключительно федеральная головная боль...
Зато в остальном, в принципе, наше образование уже может рапортовать - в вузах области делается все, чтобы покрыть дефицит финансистов, юрисконсультов, экономистов-менеджеров и прочих руководителей, управляющих предприятиями. Причем, качество их, как показывают опросы населения, растет с каждым днем.
По поводу всего остального - составим программу. Не впервой...

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009