Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Нефть и хлеб

Случившееся на этой неделе двойное подорожание - хлеба от хлебокомбината им. Кацева и топлива на АЗС области, безусловно, вызвало недоумение и негодование граждан. В адрес властей полетели упреки, раздались призывы к забастовкам и иным акциям протеста. Реакция властей оказалась нервной и неровной, но в общем-то предсказуемой. Кто-то сочувственно качал головой и пожимал плечами - мол, ничего не поделаешь, кто-то проводил совещания, кто-то искал виновников. Круче всех оказался глава правительства В.Зубков, публично обвинивший в происходящем "плохих" губернаторов. Рецепт примитивный, но безотказный...
Но, собственно, речь не об этом, хотя претензий к нашим руководителям разных рангов можно предъявить множество. Однако автор, наоборот, собирается некоторым образом встать на их защиту. Потому что стоимость нефти определяют биржевые игроки, а не губернатор А.Хорошавин.
При чем здесь биржа? А при том, что наши регулярные скачки цен - естественное и неизбежное следствие процессов, происходящих в глобальной экономике. А то, что там происходит, заставляет предполагать, что мир наш стоит на пороге очередного переломного момента и ключевыми словами этого перелома будут "нефть" и "хлеб", так что случившееся на этой неделе на Сахалине было очень даже симптоматичным.
Нефть будет дорожать - сомневается ли кто в этом? Вот уже и 120 долларов за баррель вскоре будет преодолен. А поскольку это основа мирового транспорта, растут транспортные расходы, а следом и все остальное. Но только этим дело не ограничивается. Возникает еще один принципиальный момент - при высоких ценах на нефть становится выгодным производство так называемого биотоплива.
Биотопливо это - этанол, модифицированное растительное масло и метан, получаемый при разложении отходов. Про метан говорить не будем, автомобили, работающие на газе, пока экзотика. Этанол же не что иное, как "спирт этиловый питьевой". Для россиян это выглядит дико, но на "западе" смесью спирта и бензина уже заправляют автомашины. А на модифицированном растительном масле работают дизельные двигатели. В принципе, они могут работать и на немодифицированном, но нагар и все такое прочее...
На производство спирта идут зерновые культуры, на растительное масло так называемые технические - рапс, например. И процесс этот набирает обороты. Все больше зерна уходит в переработку, все больше пахотных земель отдается под масличные растения. А между прочим, заправка биотопливом одного автомобиля могла бы обеспечить человека хлебом в течение года. И вот этот хлеб сгорает в двигателях во все больших количествах. Говорить о мировом продовольственном кризисе, наверное, еще рано, но его назревание - очевидно.
В принципе, для нашей страны это могло бы быть и не страшным. И углеводородов у нас в достатке, особенно если учесть перспективы арктического шельфа (тут, кстати, надо сказать спасибо многократно обруганным шельфовым проектам: опыт их реализации - это наш первый шаг в северные моря). И заброшенных пашен не счесть, плюс - глобальное потепление. Да и не только из зерна можно гнать спирт, из древесины тоже. Помните, у Высоцкого "и если б водку гнать не из опилок"? Это не метафора, на Сахалине при японцах действовало несколько таких гидролизно-спиртовых заводов. В Макарове, например, такой работал еще в 50-х годах, выпуская водку, именуемую в народе "сучок". Так вот древесины у нас тоже в достатке, и используется она достаточно бездарно.
Словом, можно "залить" мировой дефицит всеми видами топлива, обеспечив себя рабочими местами и доходами...
А вот получится ли - попробуйте угадать с трех раз...

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009