Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Трудно быть маленьким

Итак, власти вновь обратили внимание на проблемы малого бизнеса. "Вновь" потому, что обращали свое внимание на данные проблемы и ранее, причем с завидной регулярностью. Но на этот раз в дело с ходу вступил наш новый и, похоже, весьма амбициозный президент Д.Медведев. Первое его заседание президиума Госсовета было посвящено именно малому бизнесу.
Вообще-то о проблемах малого бизнеса стоило бы говорить самим бизнесменам, которые знают о них не понаслышке. Но уж больно сомнительными показались автору некоторые высказанные Медведевым пожелания и предложения. Сомнительными, впрочем, не в смысле правильности, а в смысле исполняемости.
Во-первых, интересен сам целевой задел. "Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, а вы знаете те задачи, которые мы сами для себя сформулировали, с которыми некоторое время назад выступил Владимир Владимирович Путин, - чтобы к 2020 году численность малого бизнеса составляла 60-70% от населения нашей страны в среднем".
Мы помним, что сказал Путин - чтобы к 2020 году 60-70% стало средним классом. Но при чем здесь малый бизнес? Имеется в виду то, что 70% населения страны займутся своим бизнесом? Или то, что они будут работать в организациях малого бизнеса? Но если человек работает на малом предприятии, это не значит, что он относится к среднему классу, зачастую - наоборот. Скорее именно для крупных корпораций характерны высокие заработки, которые и формируют средний класс.
Да и каким таким образом предполагается ввести "60-70% населения страны" в малый бизнес, в условиях расползания по стране грандиозных госкорпораций и постоянного укрупнения крупных бизнесов?
В нашей области на малых предприятиях трудится порядка 40 тысяч человек, кроме того, на 1 января 2008 года учтено 18326 индивидуальных предпринимателей. Есть возможности роста? Безусловно, есть. Тут и все чаще применяемый аутсорсинг, и дробление средних предприятий на "малые", дабы использовать "упрощенку". Да и число индивидуалов растет. На 1 января прошлого года их было учтено 16345, то есть "плюс" за год - 2 тысячи ИП. Неплохие темпы. Но так ли уж велики резервы роста?
Но Бог с ними, с процентными задачами. Мало ли каких подобных рубежей намечали себе наши власти (хотя неверно поставленная цель определяет и соответственные пути ее достижения). Самое интересное в тех предложениях по стимулированию малого бизнеса, которые, по мнению Медведева, позволят тому подняться до намеченных рубежей.
Самые симпатичные, конечно, касаются устранения всякого рода бюрократических барьеров и "прессов".
"Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, причем значительная часть этих согласований просто отсутствует в федеральном законодательстве. На местах это зачастую воплощается во всякого рода приказы и инструкции. К тому же такие инструкции ведут и к дополнительным поборам со стороны многочисленных "консультационных и экспертных" фирм. Но, по сути, мы с вами понимаем, речь идет о такой цивилизованной, легальной форме взятки, поборах, которые взимаются при согласовании по всем вопросам открытия бизнеса.
Надзор за бизнесом - тема вообще особая. Он происходит по 45 направлениям. Вот давайте вдумаемся - по 45 направлениям мы контролируем наш малый бизнес. И осуществляют этот надзор порядка 30 органов, причем только на федеральном уровне. Когда вот об этом думаешь, вообще возникает мысль о том, чтобы полностью запретить любые проверки малого бизнеса. Принять вот такое волевое решение..."
"Как следствие, этот поистине чудовищный набор бюрократических препон - и федеральных, и региональных, и местных - провоцирует, как я уже сказал, взяточничество и вымогательство. Причем и открытое, такое легализованное внешнее, и абсолютно криминальное. И это, конечно, больнее всего бьет просто по самому малому бизнесу. Фактически людям сейчас бывает просто невыгодно открывать новое дело, налаживать выпуск нового продукта, выходить на рынок с новой услугой".
И в заключительном слове:
"... В том проекте поручений, который будет дан по итогам заседания президиума Госсовета, содержится ряд предложений. В частности, по изменению законодательства - и в части уведомительного порядка, и в части устранения избыточного государственного контроля. Отдельно, с учетом того, что мы с вами сегодня обсуждали, предлагаю проанализировать идею полного запрета прихода контролирующих органов на малые предприятия. Тема не простая, но проанализировать ее мы обязаны.
Отдельное поручение будет дано в части так называемых внепроцессуальных прав органов милиции по проверкам предпринимательской деятельности, но это должно быть состыковано с общим поручением по поводу запрещения контроля.
Отдельное поручение касается принципов одного окна и в части осуществления процедуры присоединения к энергетическим сетям, заключения договора энергоснабжения, а также снижения издержек субъектов малого предпринимательства при присоединении к электрическим сетям. Но здесь нужно подумать и о субсидировании такого рода затрат за счет средств бюджетов всех уровней".
Кто против? Никто. Кроме... всех прочих.
Не буду затрагивать откровенно криминальные случаи вымогательства взяток и т.д. Этим должны впрямую заниматься правоохранительные органы. Но беда в том, что большинство преград на пути малого бизнеса - поставлены по закону и ради общественного, между прочим, блага. Против изготовления "пирожков с котятами", строительства "крутопадающих зданий", пошива "быстроразваривающейся обуви" и т.д. Конечно утрирую, но вот последний пример. После недавнего взрыва газовых баллонов в одной из московских квартир Лужков сообщил, что все газосварочные работы теперь будут лицензированы. Использование газосварочного аппарата человеком, не имеющим лицензии, пусть даже и квалифицированным сварщиком, будет считаться преступлением. А что такое лицензия, если не дополнительные поборы? А потом где-то замкнет электросварочный агрегат...
Зачастую предпринимателю приходится давать взятку именно для того, чтобы обойти закон. Закон неповоротлив, а дело не ждет, и не дай Бог, если на его пути встанет честный и принципиальный чиновник...
Но ведь Медведев говорил о том же - упростить, упростить законодательство! Да, наше законодательство надо основательно чистить. А, по большому счету - отменять, и создавать заново, все настолько запутано и переплетено различными инструкциями. Но получится ли это в самоподдерживающейся и саморазвивающейся системе, именуемой российская бюрократия? С нашими законодателями, которых мы давно уже "знаем в лицо"? Не выйдет ли так, что новую инструкцию об "упрощении и улучшении" будет выполнять еще тяжелей, чем предыдущую?
У Путина - ничего не вышло. Почему должно получиться у Медведева?
Впрочем, лучше пусть, конечно, получится...

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009