Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Проекты и проектировщики

Первыое заседание Президиума Госсовета, которое провел Д.Медведев, было посвящено проблемам малого бизнеса. По этому поводу новый президент высказал немало ярких мыслей. Но поговорим о них в следующий раз. Пока же о том - в чем смог проявить себя Д.Медведев на прежнем рабочем посту - первого вице-премьера, куратора так называемых "национальных проектов". Впрочем, этот термин надо было бы писать с большой буквы. Потому что шумихи вокруг этих проектов столько, как будто мы наконец-то отыскали долгожданную национальную идею.
Но, как известно, чем громче шум, тем горше разочарование.
Впрочем, не буду говорить за всю страну. Что дали нацпроекты нашей области?
В отношении медицины сошлюсь на самих же чиновников. Главный федеральный инспектор С.Зарицкий, лето прошлого года: "Из-за некомплекта кадров на 11 терапевтических участках работают всего два врача-специалиста, остальные участки обслуживают фельдшера (углегорская ЦРБ). А это значит, что первоначальная цель национального проекта "Здравоохранение" - укомплектование медицинского звена первичного уровня, не достигнута". "В федеральном центре не учли условия Сахалина и поставили в прошлом году в качестве машин "скорой помощи" автомобили "Газель". Не говоря уже о том, что эти машины не помещаются ни в одном гараже, не пригодны по погодным и дорожным условиям, так они еще и очень плохого качества. Нет, пожалуй, района, где бы не ремонтировались эти автомашины". Конец прошлого года: "Обслуживание за два года реализации нацпроекта у нас не лучше, не доступнее, а в отдельных случаях - даже хуже. Так, в областном онкологическом диспансере висит объявление, что больные при себе должны иметь бинты, шприцы, бахилы. Попасть на бесплатное лечение в медучреждения области практически невозможно, зато без проблем - на платное. Старое японское оборудование порой лучше, чем новое отечественного производства. Вместо того чтобы лечить людей, медперсонал занят на насильственно внедряемой на федеральном уровне диспансеризации населения. О каком качестве обслуживания можно говорить?"
Вице-мэр областного центра Д.Сангадеев (конец марта 2008 года): ""Мне кажется, что нацпроект существует у нас сам по себе и только для выполнения плановых показателей. Качественно же ничего не меняется". И "многие присутствовавшие на совещании согласились с вице-мэром. Показатели по реализации проекта "Здравоохранение" есть, но в поликлиниках все еще остаются длинные очереди, медицинская помощь не всегда качественна и своевременна, медучреждения страдают от нехватки кадров".
Комментарии, думается, излишни. Есть, конечно, и плюсы в виде дополнительного финансирования, поставки нового оборудования. Но кардинально ситуацию в здравоохранении это не исправило.
Аналогично и в образовании. Да, сюда пошли дополнительные деньги, школьные автобусы (при том что большинство сельских дорог в таком состоянии, что должны быть закрыты для перевозки детей), интернет в каждую школу. Но говорить о революционных сдвигах? Смешно. Взять тот же интернет. Информация из департамента образования. "Чтобы школьники Сахалина и Курил могли пользоваться Интернетом в начале следующего учебного года, из областного бюджета на текущий год необходимо выделить 410 тыс. руб. Пока в областном бюджете этих денег не предусмотрено, но поскольку время до сентября еще есть, с помощью внесения поправок в бюджет этот вопрос, скорее всего, будет решен". В области действует 170 школ разных типов. Разделив одно на другое, знатоки сетевого серфинга смогут определить размер трафика, который придется на каждую школу, и что школа с этого трафика сможет себе закачать... А вот то, что в школах не хватает учебников и учебных пособий - "некоторые образовательные учреждения укомплектованы необходимыми учебниками лишь на 20%" - это уже проблемы не нации, а школы…
Аграрный нацпроект направлен на развитие животноводства. Официальная статистика гласит: "в хозяйствах всех категорий по состоянию на 1 января 2008 года содержалось: крупного рогатого скота - 18,6 тыс. голов (108,7% к 1 января 2007 г.), в том числе коров 7,8 тыс. (99,2%). Численность свиней увеличилась на 27,3% и составила 12,6 тыс. голов". То есть, число хрюшек выросло. Зато коров - уменьшилось. Даже несмотря на то, что в прошлом году в область завезено 1237 голов из Австралии (390 коров молочной голштино-фризской породы, 818 коров и 9 быков мясной герефордской породы). Да еще получен приплод телят - 2246 головы. Только вот где все это увеличение? Стадо осталось в примерно тех же пределах численности, что и до начала нацпроекта. Или статистика "новичков" не учитывает, что достаточно странно, или - куда-то завозят, а где-то вырезают, из-за невозможности содержания.
И вообще, "в 2007 г. в хозяйствах всех товаропроизводителей произведено для реализации скота и птицы (в живом весе) - 3,1 тыс. тонн (102,2% к уровню 2006 г.), молока - 32,1 тыс. тонн (102,8%)". В принципе, нашим крестьянам можно гордиться и этим невысокими процентами роста. Но называть их национальным достижением?
Ну а про национальный проект "Доступное и комфортное жилье" и говорить не стоит. Как не было доступного жилья, так и нет. Наоборот, с началом нацпроекта оно стало еще более недоступным.
Повторюсь, определенные результаты от нацпроектов есть. Но представлять точечные и бессистемные вливания финансовых средств в проблемные отрасли как национальный прорыв - по крайней мере, глупо. Даже если всем этим процессом мудро и ответственно руководил сам нынешний президент.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009