Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Лесные небылицы

Побывав в Томаринском районе, губернатор А.Хорошавин сообщил, что видит его будущее в развитии сельскохозяйственной и лесной отраслей. Похоже, он, как и многие другие мои земляки, помня былую славу "Сахалинлеспрома", по-прежнему убежден, что наш лес - это "круто" и его использование всерьез поможет развитию области.
В принципе, он прав. Лес, как и рыба, - это возобновляемый ресурс, который при грамотном подходе можно использовать неограниченно долго. Конечно, будут при этом крики - "ай-яй-яй, срубили елочку!", но ведь и навага, которая шипит на сковородке, тоже жила и "о чем-то мечтала". Да и тот листик салата, на который налегают вегетарианцы, он ведь тоже был жив…
Впрочем, автор отвлекся.
Просто абсолютно непонятно, с чего это вдруг наши власти делают ставку на развитие лесной промышленности, если для этого развития они ничего не делают?
Да, расчетная лесосека у нас вроде как более 3-х миллионов кубометров. Это то количество, которое можно ежегодно рубить без ущерба для природы. Огромный ресурс.
Которого, на самом деле, нет.
И не только потому, что это данные как минимум 20-летней давности - кто в последние годы у нас всерьез занимался лесоустройством, кто заказывал и оплачивал эти работы? И не только потому, что основные запасы лесов сосредоточены на основательно обезлюдевшем севере…
Хотя, впрочем, почему "не только"? В этом-то вся и суть.
Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. Как, зачем и для чего развивалась лесная промышленность Сахалина?
Главное было в том, что госкорпорации под названием "СССР" нужна была валюта. Лес мог ее дать. И потому в лесную промышленность были брошены огромные деньги. Сейчас мало кто представляет это, но на Сахалин везли десятки тысяч людей со всех концов страны, строили для них десятки поселков со всей социальной инфраструктурой, работали институты - внедряли новую технику и технологию.
Готова ли заняться всем этим госкорпорация под названием "РФ"? Ответ, думается, ясен - нет. У нее сейчас иные источники поступления валюты, а потому все остальное сейчас переводится на частный бизнес.
Один километр лесовозной дороги стоит 1 миллион рублей. А чтобы добраться до промышленных массивов Охинского и Ногликского районов, таких дорог надо проложить сотни километров. Плюс - лесозаготовительная техника. Плюс, как ни странно - люди, которые будут на этой технике работать. А люди давно уже из лесной отрасли ушли, - по сути, надо начинать все заново, то есть, в том числе, строить для них жилье.
Стоит ли овчинка выделки? Судя по тому, как частный бизнес стремится в лесную промышленность острова - нет.
В нынешнем году государство установило пошлину на экспорт круглого леса в 15 евро за кубометр. В следующем году будет все 50 евро. Это значит, все, что ты рассчитывал получить за продажу кубометра уйдет государству посредством таможенных платежей.
Правительство говорит - это мера, которая должна положить конец экспорту "бревна" и будет стимулировать внутреннюю переработку древесины. Не "кругляк" на экспорт будем гнать, а пиломатериал, фанеру и прочее. Опять же, в принципе, правильно. Только никто сахалинский пиломатериал брать не будет, в него, прежде всего, надо вложить большие деньги. А внутренняя потребность области в доске и брусе - дай бог, чтобы 100 тысяч кубометров. Это при том, что 20 лет назад "Сахалинлеспром" давал 3 миллиона кубов, чем и содержал свои поселки лесозаготовителей.
Периодически возникают самые разные идеи. Например, о строительстве на острове нового ЦБЗ. Кто бы спорил. Да вот только специалисты говорят, что для производства 1 тонны целлюлозы нужно 5 кубов древесины. Если, например, завод рассчитан на 400 тысяч тонн целлюлозы (а иначе - нерентабельно), то потребуется 2 миллиона кубов леса. А вы знаете, сколько лет госкорпорация "СССР" со всей своей мощью выходила на уровень 2 миллиона кубов в год, завозила людей, строила поселки?
Вот то-то и оно.
Никто не спорит - и парусновский ДОК, и томаринская мебельная фабрика должны работать. Но говорить о том, что развитие Томаринского района обеспечит лесная промышленность?..
Давайте лучше по поводу другой идеи относительно данного района. Цитата. "Во вторник на заседании Морской коллегии в Находке министр транспорта РФ Игорь Левитин объявил, что на Сахалине в поселке Ильинском будет построен новый морской порт для перевалки углеводородов, добываемых с шельфа острова. Как следует из опубликованного доклада министра, речь идет об "обеспечении потребностей вывоза углеводородного сырья по проектам „Сахалин-3"-„Сахалин-9". По словам министра, переданных "Интерфаксом" из Находки, к порту будут подходить две магистральные трубы для транспортировки нефти и газа, а суммарная стоимость порта "Ильинский" будет дешевле транспортной инфраструктуры проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на 10-15%. Кроме обслуживания шельфовых проектов порт на Сахалине будет заниматься переработкой леса, угля и генеральных грузов. Стоимость проекта оценивается в 82 млрд руб. ($3,2 млрд), государство вложит 37 млрд руб.
Между тем перегружать в порту пока нечего, и опрошенные „Ъ" эксперты не берутся прогнозировать ни сроки, ни объемы добычи углеводородов на указанных месторождениях. Операторы проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" проект Минтранса не комментируют и не собираются отказываться от уже подготовленных проектов по транспортировке. Два международных консорциума с участием "Роснефти" ведут изучение и проектно-разведочное бурение на проектах "Сахалин-3", "Сахалин-4" и "Сахалин-5". "Роснефть" планирует добытую в рамках всех трех проектов нефть переправлять подводным трубопроводом на береговой комплекс подготовки нефти и транспортировать на терминал Де-Кастри. Лопуховский блок на стыке "Сахалина-4" и "Сахалина-5" принадлежит "Газпром нефти", здесь завершена интерпретация данных сейсморазведки 3D, планов по транспортировке пока нет. На "Сахалине-6" работает "Петросах", принадлежащий Urals Energy, большую часть сырья перерабатывает на собственном мини-НПЗ и продает на рынке Сахалина. О проектах "Сахалин-7", "Сахалин-8" и "Сахалин-9" вообще никто из опрошенных экспертов и участников рынка не слышал. "Минтранс очень плохо подготовил заседание Морской коллегии, большинство цифр, представленных Левитиным, не соответствует действительности",- считает глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов, полагая, что этим можно объяснить и появление несуществующих добывающих проектов".
То есть, министр ляпнул будучи абсолютно не в курсе. Но губернатор-то в курсе должен быть, иначе - зачем?

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009