Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

А овес-то все дорожает

Рост цен на автомобильное топливо (да и цен вообще) - явление в нашей стране иррациональное. Поэтому если кто ждет, что автор сейчас разложит все по полочкам и назовет главных злодеев, на которых должен пасть гнев народный, то он глубоко ошибается.
Автор просто приведет несколько цитат, посвященных событиям последнего месяца. Картинка из них складывается весьма любопытная.
Итак, очередной скачок цен. 92-й уже 23 с половиной рубля, дизтопливо подобралось к 24-м. Причем, рост происходит по всей стране. Например, в Самаре за октябрь дизтопливо подскочило в цене сразу на 40 процентов - с 11 до 16 рублей. Наши водители, наверное, грустно усмехнутся этим ценам - нам бы такие, но не стоить забывать, что центральная Россия насыщена нефтеперерабатывающими заводами, а у нас поблизости только два - Хабаровский и Комсомольский.
Цены на топливо поползли вверх еще в сентябре, однако в октябре, на фоне известного кризиса на продовольственном рынке, правительство наконец-то озаботилось и ими. 19 октября в Минпромэнерго (В.Христенко) были созваны руководители всех крупных нефтяных компаний, которых спросили - вы чего делаете? Те бодро отрапортовали, что ничего они не делают, то есть делают, но все правильно. Запасы нефти достаточные, производство налажено, оптовые цены стабилизировались, и далее нефтяные магнаты гарантировали, "что розничные цены на нефтепродукты на их АЗС расти не будут и никаких причин для искусственного "замораживания" цен нет". Правительство обрадовалось и отпустило всех с миром.
Однако спустя пару дней прозвучала информация, свидетельствующая о том, что не все так ладно в "датском королевстве". "В ближайшее время в России ожидается серьезное повышение цен на авиабилеты. Главной причиной этого участники рынка называют резкое увеличение стоимости авиатоплива. Только за последний месяц оно достигло 30%, и цена тонны керосина приблизилась к 1000 долларов. Такими быстрыми темпами цены не росли даже во время предыдущего топливного кризиса 2004-2005 годов, когда за полтора года цена керосина выросла почти в 2 раза. В авиакомпаниях, у которых затраты на топливо составляют 40-50% от всех расходов, говорят, что рост цен на керосин будут компенсировать увеличением цен на билеты. Несомненно, повысится стоимость топливного сбора, который сейчас составляет от 10 до 30 долларов в стоимости билета в зависимости от направления и дальности перевозки".
Это как-то пошатнуло уверенность в заявленной стабильности на топливном рынке страны. Оказывается, авиационный керосин - в дефиците, вот и полезли цены на него вверх. Причину эксперты объясняли так: керосин делать невыгодно, выгоднее делать дизтопливо.
Однако почему тогда и дизтопливо вздорожало? Увы, четкого ответа, как всегда нет, есть только более-менее правдоподобные версии. Владельцы частных заправок утверждают, что своей ценовой политикой монополисты-нефтяники попросту выдавливают их с рынка (недаром же было заявлено, что "на их АЗС топливо дорожать не будет"). Нефтяники отвечают: "Никто никого с рынка выдавливать не собирается, а высококачественного топлива действительно не хватает, потому что за 10 месяцев россияне приобрели 1,1 миллиона иномарок, а новых НПЗ в последние годы никто не строил".
А ведь, действительно, никто не строил. Виллы в Ницце - строили, особняки в Лондоне - скупали, футбольные команды разные, опять же, а вот до заводов руки как-то не дошли. Спрашивать - куда смотрело правительство - это задаваться вопросом совершенно риторическим. Оно и сейчас туда же смотрит. Да, с 1 декабря введена новая экспортная пошлина на нефть. Она увеличена с 250,3 до 275,4 доллара за тонну. Это для того, чтобы нефть за рубеж было вывозить невыгодно. Но при этом "за экспорт светлых нефтепродуктов теперь придется платить 197,8 доллара за тонну (против прежних 181), а за темные нефтепродукты - 106,6 вместо 97,5". Что означают сии цифры? То, что сырую нефть вывозить не выгодно. Зато более дорогие бензин и дизтопливо - пожалуйста, ибо экспортные цены на них ниже, чем на нефть. Очень странная политика в ситуации, когда стране самой не хватает автомобильного и авиационного топлива…
А на все это накладывается наша, сахалинская, специфика. Ибо ГСМ к нам идут по железной дороге, и далее - через Ванино и Находку. Про ситуацию с затором в Ванино автор уже говорил. В начале ноября к "разгрузке" ситуации подключился теплоход "Паромай", способный брать на борт контейнеры и автофуры, скоро на помощь "Сахалинам" должен подойти и "Михаил Луконин". Однако этот сбой сильно сказался на своевременности поступления на остров грузов, в том числе и нефтепродуктов.
А в Находке, оказывается, ситуация такая же. "На Дальневосточной железной дороге растет число оставленных поездов с нефтегрузами. Как сообщили в пресс-центре Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) на сегодняшний день скопилось более 20 поездов с общим количество цистерн, превышающим 1,5 тыс. Как пояснили в пресс-центре ДВЖД, скопление вагонов произошло в связи с тем, что в начале ноября в порту Находка не был организован своевременный подвод нефтеналивного флота. "В настоящее время на дороге простаивает свыше полутора тысяч груженых цистерн, адресованных ООО "РН-Находканефтепродукт", - сообщил первый заместитель начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Евгений Андриянов. По его словам, критическая ситуация сложилась на станции Крабовая, где вагоны вынуждены простаивать в ожидания танкерного флота".
А искусственно создается дефицит, который в наших условиях неизбежно вызывает рост цен, или это происходит естественным образом (с традиционной ссылкой на то, что во всем проклятая погода виновата), увы, не мне решать…
С. Морозов.
P.S. Обидевшись на некоторые фразы предыдущего обзора "Расти или не расти" , УК "Сахалинуголь" потребовало публикации опровержения. Да ради Бога. Автор никогда не утверждал, что его сочинения - истина в последней инстанции. Наоборот, чем больше фактов и мнений, тем более полная картина раскроется перед читателем. Итак:
"В материале вы утверждаете, что "…Как минимум с сентября зарплата в полном объеме здесь не выплачивается, выдаются только небольшие авансы". Это не соответствует действительности. На предприятиях УК "Сахалинуголь" авансы не выдаются, зарплата выплачивается сразу полностью, но с небольшой задержкой. На сегодняшний день зарплата за октябрь выплачена всем работникам в полном объеме и произошло это в конце ноября.
Закрытие шахт на Сахалине в вашем материале представлено, как следствие оттока профессионалов из отрасли из-за задержки зарплат. Вы путаете причины со следствием - сначала закрывались нерентабельные шахты (если помните, в конце прошлого века это была государственная политика), а уже по этому из отрасли уходили профессионалы. К большому сожалению, как правило, навсегда.
Далее, говоря о специалистах на разрезах, вы вопрошаете: "А почему их должно быть больше, когда угольные предприятия не только зарплату задерживают, но и отличаются долгами в пенсионный фонд (прощай, шахтерская пенсия) и в бюджеты всех уровней (санкции по счетам)". Ситуация с зарплатами, думается, теперь вам ясна. Что касается пенсионного фонда, то за 10 месяцев текущего года начисления в него по всем предприятиям холдинга составили 64 669 680 рублей, за тот же период было уплачено 87 275 329 рублей. Поэтому долг в 53 055 879 рублей на 01.01.07 г. к 01.12.07 г. удалось сократить до 30 450 230 рублей. Примерно такая же динамика и с сокращением долгов в бюджеты всех уровней. Долги эти копились годами, когда отрасль работала с убытками и погасить их одномоментно невозможно, но планомерно они сокращаются.
Еще одна цитата из вашего материала: "Представители власти (например, председатель облдумы В.Ефремов, "Советский Сахалин" от 27 ноября) считают, что происходящее - следствие политики, проводимой хозяином УК "Сахалинуголь" О.Мисеврой. Если коротко и просто, то суть претензий в том, что столичный олигарх "снимает сливки" с наших ресурсов, не задумываясь ни о ситуации в области, ни о будущем нашей угольной промышленности, и потому им должны заняться все соответствующие ведомства, вплоть до ФСБ". Вы сами указали источник, но очень вольно и крайне некорректно интерпретировали слова г-на Ефремова. Выражений вроде "снимает сливки", "столичный олигарх", "не задумываясь ни о ситуации в области, ни о будущем нашей угольной промышленности" в тексте интервью Владимира Ильича просто нет.
Понимаем, то главная цель вашего материала способствовать скорейшему разрешению сложной ситуации в островной энергетике, но будьте более точны к деталям и корректны в выражения. Кстати договор между УК "Сахалинуголь" и ОАО "Сахалинэнерго" о поставках угля на 2008 год был согласован и подписан именно 29 ноября".

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009