Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

С осторожным скепсисом

"В Сахалинской области нет системного подхода к социально-экономическому развитию региона". Это не автор по обычной своей злобности придумал. Это прозвучало на одной из недавних коллегий администрации области. И правильно прозвучало, хотя и несколько парадоксально: Стратегия развития есть, грандиозные планы и проекты есть, а системного подхода - нет. А потому, когда начинают делать прогнозы на перспективу не столь отдаленную, как 2020 год, а, скажем, на ближайшие три года (чем, собственно, и занималась коллегия), то ничего особо хорошего не получается - наряду с некоторыми достижениями наружу выходит множество недостатков, которые достижения сводят на нет.
И мне кажется, что беда тут не только в том, что все наши огромные перспективы в виде строительства разнообразных заводов - это пока лишь объявления о намерениях. (Нечто подобное сетевым графикам, где указано, что и в какое время будет делаться и за счет каких источников, есть разве что только у энергетиков (четвертый энергоблок с возможностью газификации и строительство к 2020 году СГРЭС-2), железнодорожников (начало строительства ветки Ильинск-Углегорск в 2010 году и моста на материк в 2015-м), по Курильской программе и восстановлению Невельска. А по всем остальным отраслям и направлениям - увы). Дело в том, что во всех этих перспективах не учитывается именно социальная составляющая развития.
Причем, не "социалка" в понимании чиновников - школы, больницы, клубы и т. д., а нечто гораздо более широкое. Как правильно замечают курильчане - для кого строятся на островах больницы, школы, дороги, порты, аэропорты, если на Курилах скоро людей не останется: дома разваливаются, молодежь массово уезжает, старики умирают? Инвестиции идут, экономика растет, а социум деградирует.
Вот это и есть отсутствие системного подхода. Всем миром наваливаемся на одно направление, думаем, вот она, панацея, которая вытянет за собой все остальное (типа "шельф - локомотив экономики области"). Совсем, как в былые времена - главное построить завод, а люди сами вокруг него соберутся: понароют землянок, понаделают шалашей, как-нибудь самоорганизуются и будут выпускать продукцию мирового класса. Времена-то все-таки не те. Жители "глобальной деревни" благодаря всемирному информационному полю хорошо осведомлены о том, что происходит в других краях, желают иметь тот же набор современных благ и услуг. А если не могут его получить, то результат известен.
Для Дальнего Востока эта проблема стоит особенно остро. Слишком высоки издержки, а потому упомянутый "набор современных благ и услуг" обеспечить очень непросто.
Небольшой пример. Долго бились ногликцы за то, чтобы их аэропорт работал в нормальном режиме. Ситуация действительно была идиотской. Самый современный аэропорт работал как вертолетная площадка, а в начале августа и это ему запретили. Под лозунгом "Хотим летать!" граждане добились своего. Аэропорт получил необходимые лицензии, и 15 октября состоялось торжественное открытие первого рейса Южно-Сахалинск - Хабаровск - Ноглики, первая пассажирка получила в подарок фотоаппарат, чтобы запечатлеть этот исторический момент. А не прошло и 10 дней, как САТ прекратили полеты по данному маршруту. Потому что при наличии в самолете 40 мест на рейс набиралось 5-7 человек. Не потому, что ногликцам срочно расхотелось летать. Хочется. Но не по таким ценам. Ноглики - Южно-Сахалинск - 8600 рублей, туда - обратно - 12900 рублей. А САТ не может работать себе в убыток.
Аэропорт, конечно, продолжает работу. Но только на "шельф", а для большей чести местного населения он, по сути, бесполезен, и такая услуга, как авиасообщение, из их "современного набора благ" выпала. По вполне рыночной причине - наши доходы не покрывают наши расстояния.
И выход тут, собственно, только один - дотации. Об этом, кстати, говорил и Путин в своем недавнем телеобщении с народом. О том, что государство будет только увеличивать перекрестное субсидирование для снижения транспортных тарифов на Дальнем Востоке, в том числе и пассажирских. Но это пока только слова.
Правда, на днях начался "камчатский эксперимент" - из федерального бюджета началось частичное субсидирование стоимость электроэнергии, что, безусловно, снизит стоимость киловатт-часа для потребителей. Но это пока еще не то выравнивание тарифов, которого давно требуют дальневосточники. Камчадалы все равно будут платить много - 2,5 рубля и выше за киловатт. И то, только до конца следующего года. А там - продлится ли эксперимент, или нет - кто знает. И каково будет дальнейшее отношение государства к нашим краям - тоже.
Вот именно все это, а не, например, тревога за то, что государственные деньги будут бездарно "закопаны" в землю (у государственных денег и без того "болельщиков хватает), заставляет автора смотреть на радужные перспективы с осторожным скепсисом.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009