Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Абстрактные вопросы

С приходом Зубкова в правительстве наметилось интересное оживление, причем именно в отношении Дальнего Востока. И вот уже губернатор Камчатского края А.Кузьмицкий вносит в правительство смелое предложение - сделать Камчатку особой экспериментальной площадкой по выравниванию условий жизни местного населения с условиями жизни жителей центральных регионов страны. В первую очередь это должно коснуться энерготарифов. Как известно, практически повсеместно на Дальнем Востоке, особенно в изолированных энергосистемах, куда невозможно перекинуть дешевую электроэнергию с ГЭС, стоимость киловатта в силу объективных причин значительно выше, чем в среднем по стране. А это негативно сказывается и на развитие бизнеса, и на всем прочем, включая уровень жизни населения. Идея снизить за счет федеральных субсидий дальневосточные тарифы до уровня среднероссийских не нова, ее активно пробивал наш полпред К.Исхаков. И, вот, вроде бы, что-то сдвинулось с места. В частности, соответствующим федеральным ведомствам в кратчайшие сроки предписано изучить предложение камчадалов и представить в правительство РФ для принятия решения варианты субсидирования энергоснабжения потребителей Камчатского края.
А там, глядишь, и до нашей области дело дойдет.
Правда, многие относятся к таким перспективам скептически. Например, "тарифы на электроэнергию в Сахалинской области если и выровняются, то к годовщине столетия Великой октябрьской революции, то есть к 2017 году" - заявил на пресс-конференции, посвященной итогам второго дальневосточного экономического форума в Хабаровске депутат областной Думы А.Болотников. То есть планов очень большое количество, но все они еще вилами по воде писаны.
И, тем не менее, разговоров на тему о выравнивании условий жизни населения Дальнего Востока и центральной России - все больше. В том числе, со стороны самых высоких чиновников. Например, транспортные перевозки на Дальний Восток и обратно должны субсидироваться, заявил на днях в Находке министр транспорта И.Левитин. И пассажирские - дополнил вице-премьер А.Иванов, причем не только железнодорожным, но и авиационным транспортом. Идея симпатичная. Транспортная схема в настоящее время не объединяет, а разъединяет страну, а потому разные ее части находят иные экономические центры притяжения, нежели Кремль. А там и до политических недалеко. И наконец-то понимание этого проникло в самые высшие эшелоны власти.
Сделать так, как это было в СССР. Ведь и тогда электроэнергия на восточных окраинах была очень дорога, но вся страна равно платила по 2 копейки за киловатт. И слетать в отпуск куда-нибудь в центр было событием достаточно рядовым и доступным практически каждому.
Но - насколько будут соответствовать все эти "социалистические чудеса" нынешней капиталистической реальности? Глава вновь возрожденного Госкомрыболовства А.Крайний заявил, что уже с Нового года тарифы на перевозку рыбы с Дальнего Востока будут уменьшены наполовину. С одной стороны всякое уменьшение тарифов есть благо. С другой это означает, что вывозить рыбу на переработку в центр страны будет еще выгоднее, чем теперь. А перерабатывать ее на месте еще невыгоднее - до усреднения энерготарифов еще ой как далеко. И тогда какой смысл бизнесу развивать рыбопереработку именно у нас? Гоните сырье, и больше от Сахалина ничего не требуется. И, судя по всему, мы и далее будем продолжать удивляться, почему на материке наша рыба стоит дешевле, чем на Сахалине.
То есть ситуация настолько запутана, что ко всем, даже самым казалось бы правильным идеям сверху, приходится относиться со скепсисом. Потому что эта идея может принести задуманные плоды лишь при одновременной реализации целого комплекса иных идей, в противном случае она даст обратный результат.
Как пример - заявление тех же Левитина и Иванова о массовом строительстве на Дальнем Востоке портов. Как сказал, в частности, Левитин, в декабре планируется утвердить проект новой федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" (2010-2015 годы), в которой предусматривается госфинансирование развития портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна в объеме 74,263 миллиарда рублей, да еще 280 миллиардов внебюджетных инвестиций. В рамках этой программы будет, например, построен новый глубоководный порт в районе Ильинска.
Ура?
Отнюдь. Порт - это не произведение искусства, он должен строиться под конкретный грузооборот. Какие грузы будут идти через Ильинск? И почему через него, а не через недозагруженные Холмск, Корсаков, Невельск?
Надо сказать, что идея о создании в том месте порта возникала давно. Сначала под транспортировку углеводородов проекта "Сахалин-2", но потом их решили направлять через Пригородное. Затем - под завоз труб на это же проект. Но с эти справились Холмск и Корсаков. Сейчас говорит о вывозе нефти с проектов "Сахалин-3" - "Сахалин-9". Но этой нефти нет и в проекте, логистика ее транспортировки совершенно не определена, а строительство порта, тем не менее, в планах. И не получится ли так, что будет он стоять и разрушаться, как многие прочие наши порты? Не лучше ли, действительно, возродить Невельский порт, и, в случае резкого роста грузооборота (чего в ближайшее время не предвидится), перенаправить его туда?
Впрочем, все это пока достаточно абстрактные вопросы.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009