Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

По оврагам правового поля

Определенный шум наделала в области большая проверка Генеральной прокуратуры, но поскольку о ней практически ничего не говорилось, стоит, наверное, автору несколько заполнить эту лакуну.
Прокуроры проверяли рыбную и лесную отрасли, и накопали немало, что, собственно, и не удивительно - все мы знаем, насколько криминализирована та же рыба. Причем, дело даже не в откровенном криминале с пальбой и членовредительством, как в боевиках на эту тему, а в тесном сращивании бизнеса и ряда чиновников, что позволяет вскрытую проворачивать немалые денежные дела.
По результатам проверки наверняка покатятся кое-какие "головы", во всяком случае, заместитель Генерального прокурора Юрий Гулягин заявил об этом достаточно однозначно - мол, действия или бездействие ряда должностных лиц впрямую попадает под действие УК и УПК. Причем, касается это и так называемых "федералов", то есть руководителей местных управлений различных агентств, надзоров и служб. Однако стоит сразу сказать - особых сенсаций ждать не стоит. По крайней мере, пока.
То, что прокуратура активно взялась за дело, особенно за преступность "беловоротничковую", безусловно, радует. И все же хотелось бы разделить обнаруженные ею правонарушения на две принципиально разные части - те, что совершены ради корысти, и то большинство, что сконструировано родимым нашим законодательством, которое понарыло на "правовом поле" массу труднопроходимых оврагов.
Простой пример. В нынешнем году Министерство природных ресурсов ни с того ни с сего запретило рубить пихту сахалинскую, очевидно, отнеся ее к "деревам краснокнижным". Анекдот в том, что пихта наряду с елью всегда составляла сырьевую базу островного лесопромышленного комплекса - всегда ее и рубили. Если запрещено готовить пихту, то, что тогда остается лесозаготовителям? "Более глупого решения я не видел" - так можно мягко изложить комментарии руководителя областного департамента лесов С. Котельникова, приведенные им во всех официальных бумагах. За такую терминологию он подвергся критике замгенпрокурора - мол, уважение же надо иметь к вышестоящим. Но, может быть, именно такое "простое и доходчивое" слово и помогло - МПР быстро признало свою грубую ошибку и внесло изменения в свой приказ. Однако те, кто попался в этом году на "запрещенной" пихте, все-таки должны понести наказание.
Или другой пример из лесной жизни (про странности нашего рыбного законодательства было писано уже неоднократно): из древних еще времен живо положение о возможности льготной заготовки древесины для нужд бюджетных учреждений, сельхозпредприятий. Вроде все правильно - надо ремонтировать школы, больницы, дома, то есть, доски нужны и прочий пиломатериал. Но! То, что это право в ряде муниципалитетов было дано местным коммунальным предприятиям (они же осуществляют ремонт, у них пилорамы и плотники) прокурорской проверкой было признано нарушением - коммунальные предприятия это коммерческие, а не бюджетные организации. И то, что этот лес для муниципалитетов готовили на условиях подряда специализированные организации - тоже признано серьезным нарушением, ибо подрядчики делали это за определенную долю заготовленной древесины, а значит, извлекали прибыль. То есть, по закону должно быть так - нужно в школе полы в кабинете поменять - учителя взваливают на себя пилы и идут в лес валить деревья, только в этом случае прокуратура не усмотрит сторонних коммерческих интересов. А так - ряд местных чиновников тоже будут иметь неприятный разговор со следователями прокуратуры.
Впрочем, к прокурорским работникам тут, собственно, претензий нет и быть не может. Они делают свое дело - обеспечивают выполнение закона. И если в нем написано "люминь", то "люминь" и должен быть везде, пусть даже как нормальные люди, сотрудники прокуратуры, и понимают, что это чушь. Вопрос не к ним, вопрос к законодателям, этот самый "люминь" в закон вписавшим. И вопрос с каждым днем все злободневней, ибо уже начинается потихоньку кампания по выборам в Государственную Думу, а мы до сих пор не умеем даже четко сформулировать свои интересы и конкретные - действительно конкретные, а не расплывчатые, вроде "повысьте мне зарплату" - требования, на основании которых должны будем искать нужных кандидатов (партии). Опять делать выбор по критериям - кто громче крикнет и скандальнее обличит? А потом хвататься за голову - отчего же у нас в стране порядка никак нет?

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009