Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Погранзоны нет, будут ли инвестиции?

Итак, судя по всему, режим пограничной зоны с Сахалина снят. Во всяком случае, такая информация прошла в центральных СМИ : "Режим пограничной зоны на Камчатке и Сахалине упразднен, сообщил журналистам 23 мая замруководителя пограничной службы ФСБ РФ генерал-лейтенант Николай Рыбалкин. "Сегодня, в среду, вступил в силу приказ ФСБ, согласно которому режим в этих районах упразднен. Мы пошли навстречу пожеланиям субъектов…"
И зачем, спрашивается, было утраивать многолетний скандал с вводом погранзоны?
Впрочем, понятно, не все к этому решению отнесутся однозначно. Идея о том, что можно отгородиться от мира, "закуклиться" в своем знакомом и привычном кругу, достаточно широко распространена в массах. И, наверное, это вполне понятное желание - любое нормальное общество стремится к стабильности, а тут вторгается то одно, то другое (главным образом, естественно, "чужая" и потому потенциально опасная рабочая сила).
Однако вряд ли в современных условиях это получится - мир в движении. И что толку, что была у нас до этого времени пограничная зона? Гастарбайтеров понаехало столько, причем на совершенно непонятные работы, что это действительно начинает создавать определенные проблемы. Проблемы демпинга на рынке труда рано или поздно решать придется. Но вне "пограничной зоны", поскольку при всей внешней привлекательности такого решения, ограничения "передвижения" и "пребывания" (в том числе и для граждан РФ) создают трудности для притока инвестиций, особенно в отрасли с рискованной рентабельностью.
А инвестиции нам по-прежнему необходимы. "Проблема 2008 года", то есть завершения основных строительных работ на шельфе и высвобождения большого количества рабочих рук, была обозначена еще несколько лет назад. Уже тогда все понимали, что надо создавать и создавать новые предприятия всех отраслей. И в администрации области не сидели сложа руки, было подготовлено множество инвестиционных проектов, и сейчас чуть ли не каждый день озвучиваются все новые и новые. Например, как известно, на начинающийся Санкт-Петербургский международный экономический форму область представляет проекты переустройства железной дороги на материковскую колею и строительства энергетическо-транспортных переходов материк - Сахалин - Хоккайдо, развития "Горного воздуха", модернизации аэропорта "Южно-Сахалинск", разработки Солнцевского угольного месторождения, и строительство на ее базе электростанции, строительства углехимического завода, завода по производству метанола и аммиака, а также мощного нефтеперерабатывающего завода.
Конечно, не факт, что инвесторы незамедлительно ухватятся за все эти проекты и немедленно начнут вкладывать деньги в их реализацию. Вопросов много, и скептикам есть где разгуляться. Наших, правда, людей не поймешь: то критикуют власти за нежелание строить тот же НПЗ, отчего в области очень дорогой бензин, то критикуют, но уже за желание - мол, побережем экологию, все равно всю продукцию будут вывозить за рубеж.
Но если говорить о реальности появления того же НПЗ на острове, то в пользу его говорит обозначенная не так давно политика правительства, направленная на то, чтобы разработка каждого крупного месторождения сопровождалась строительством перерабатывающих мощностей. Это обстоятельство будет учитываться при определении результатов конкурсов на право разработки месторождений. Одним словом, хватит экспортировать сырье, пора торговать продуктами высокого передела. Компании, в том числе и нефтегазовые, вроде бы, не против.
Но есть у нас в области такая беда - мелководные порты. Только холмский Западный порт может принимать суда с осадкой 8,5 метров, и только порт в Пригородном - супертанкеры - но последний будет работать только на объемы своего проекта. Продукцию НПЗ - 10 миллионов тонн надо как-то вывозить. Именно поэтому "Роснефть" собирается строить свой новый НПЗ в Приморье, экспортировать большие объемы продукции оттуда гораздо легче, чем с Сахалина. То есть проблему создания на острове больших перерабатывающих производств придется решать в комплексе: одновременно или строить большой новый современный порт, или мост на материк, который тоже может помочь справиться с большими объемами экспорта.
Но в любом случае, новый порт не помешал бы…

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009