Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Госэффективность

Послание Президента Федеральному Собранию - событие, безусловно, знаковое. Особенно, если учесть, какую роль играет Президент в нашей стране.
Вряд ли кто будет спорить, что за время пребывания В. Путина на посту главы государства Россия серьезно изменилась, и многие направления этих перемен были намечены именно в его посланиях. Однако не будем и льстить. Многое не удалось. Причем, анализ основных моментов посланий свидетельствует об определенной системе этих неудач.
Начнем с 2000 года, когда в числе основных, стоящих перед Россией задач В. Путин назвал борьбу с дезинтеграцией страны и создание эффективного демократического государства. Насчет дезинтеграции, думается, вопросов нет. "Парад суверенитетов" с повестки дня снят. Но вот что касается эффективного и демократического государства…
Тут, конечно, каждый может считать по-разному. Кто-то скажет, что государство стало гораздо более эффективным, чем ранее, кто-то заметит, что влияние населения на деятельность государственных институтов все уменьшается, и не помогают даже выборы, поскольку после них правящая система словно бы начинает жить сама по себе…
Впрочем, вот что думает по этому поводу сам Президент. В послании 2005-го года он вновь ставит стратегическую задачу - повышение эффективности государственного управления, развитие демократии, политической системы и гражданского общества. А в послании нынешнего года повторяет стратегические планы: "Это - формирование дееспособного гражданского общества. Это - строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. Это - становление свободного и социально ответственного предпринимательства…"
Таким образом, ни эффективного государства, ни дееспособного гражданского общества, без которого демократия не возможна, по мнению В. Путина, в стране пока не построено.
Что касается других обозначенных в нынешнем послании задач (впервые они были обозначены в 2002 году) - "борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Это, наконец, значимое укрепление роли России в международных делах", то тут за последние годы произошли очевидные сдвиги. Прокуратура бодра, чиновников и прочих начальников сажают пачками. На международной арене Россия ведет себя самостоятельно (правда, при этом заменила всех союзников на "партнеров", следуя, очевидно, старой сентенции о том, что у нее "только два союзника: ее армия и ее флот". Но, может быть это и правильно - сколько их было таких "братьев", которые чуть что начинали громко и радостно скандировать: "чемодан-вокзал-Россия").
Но вот внутренняя эффективность государства…
А между тем, мер по ее повышению предлагалось и реализовывалось много. Например, 2001 год - разграничение полномочий между регионами и центром. В результате основные полномочия ушли в центр вместе с нашими деньгами. И вот теперь процесс, сопровождаемый очередной неразберихой, пошел обратно.
"Один из главных критериев политической культуры и развития общества - это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня. Только за последний год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения. Со следующего года региональные органы власти должны приступить к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения" (из послания 2007-го года). Что ж, полномочия-то передаются, да вот немалую часть средств на их исполнение приходится изыскивать на местах, что далеко не всегда получается.
2002 год - реформа местного самоуправления. Увы, коренных перемен в жизни муниципалитетов не произошло. Реформа ЖКХ - аналогично. Более того, с ней никто не знает что делать. Президент наконец-то озвучил один принципиальный момент: "Новый Жилищный кодекс возложил полную ответственность за содержание жилых домов на собственников. Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия эта нагрузка для подавляющего большинства новых собственников, для наших с вами граждан, ставших собственниками после приватизации квартир, оказалась абсолютно неподъемной… Сегодня объем ветхого жилья по стране составляет 93 млн. кв. метров, из них аварийного - более 11 млн. кв. метров: 11,2 млн., если быть точным. Таков масштаб этого, без преувеличения, бедствия… Забюрократизированность вопросов организации товариществ собственников жилья, чрезмерная налоговая нагрузка на них, а также непосильные обязательства по ремонту - все это тормозит создание эффективных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому для движения вперед необходимо изыскать дополнительные средства хотя бы на ремонт и решение вопроса, который вообще не терпит никакого отлагательства: на расселение аварийного жилья.
Невнимание государства к этим проблемам вообще считаю аморальным. Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах… Нужно посмотреть правде в глаза и признать, что сегодня без поддержки государства многие наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, - сами решить этот вопрос не в состоянии. И вы, конечно, прекрасно понимаете, что именно здесь кроются корни многих острых проблем - таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая. Беспризорность, в конце концов".
Президент пообещал выделить на все это немалые деньги. Дай-то бог. Но ведь ветхое жилье и невозможность купить новое, "хотя бы ремонт" - это лишь один из моментов пробуксовки реформы ЖКХ, есть и множество других - будут ли они оглашены на столь высоком уровне?
2003 год. Удвоение ВВП. Тут, думается, особых проблем нет. Более того, "сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира" (послание 2007 года). Португалия, которую мы тогда собирались догонять, в этой десятке и рядом не стояла. Но чувствуют ли россияне, что они живут в такой сверхразвитой стране? Вопрос…
В том же году была поставлена задача проведения административной реформы - ведомства стали делиться, переформировываться, распределять полномочия. Бардака и неувязок стало больше, расхлебываем все это до сих пор.
"Последнее время мы все чаще обсуждаем проблемы другой отрасли - рыбной отрасли. Заметных сдвигов здесь не видно. А между тем первоочередные решения понятны и очевидны. В большинстве стран рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. Надо прекратить выдачу квот иностранным компаниям и предпочтение отдавать отечественным предприятиям, развивающим собственную переработку". В принципе, правильно. Но дело разве только в этом? После административной реформы рыбной отраслью управляют как минимум 12 министерств и ведомств - попробуй, поработай в таком кольце…
2004 год - модернизация образования, здравоохранения, доступное жилье. Что ж, тут, думается, все налицо, и каждый сам сделает выводы.
2006 год - демография, армия, место России в мире…
И, наконец, нынешнее послание. Надо сказать, что в нем В. Путин сделал много ложащихся на душу конкретных заявлений. Например, "убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет. Кроме того, предлагаю решить вопрос по т.н. "северным пенсиям", чтобы пенсионеры - и те, кто уже переехал, и те, кто только будет переезжать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, могли сохранить большую часть начисленной ранее пенсии. Решение должно быть принято уже в этом году".
Или о "второй" масштабной электрификации страны".
Или о том, что "плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие являются серьезным тормозом для развития… мобильность, подвижность населения России - почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах… на решение обозначенных мною проблем, не требующих никакого отлагательства, а также на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов, предлагаю дополнительно выделить еще 100 млрд. рублей".
Однако дороги - это настолько извечная российская проблема, что вряд ли с ней справишься 100 миллиардами. Тем более что, "я уже несколько лет говорю о необходимости развития морских портов. В то же время ситуация практически не улучшается. Наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Ну просто недопустимо!" (послание 2007-го года). Президент говорит из года в год, а воз и ныне там. Действительно, можно ли назвать такое государство эффективным?
Итак, что мы видим? В сфере международной политики, макроэкономических показателей, в силовом блоке - успехи очевидны. Но вот с изменениями внутренней структуры общества, особенно по тем направлениям, где не обойтись без инициативы граждан - реформа ЖКХ, реформа местного самоуправления, повышение эффективности госаппарата, - получается не слишком. Почему? Сложный вопрос. Пока просто проконстатируем факт.
Тем более что "у нас с вами в России есть еще такая старинная русская забава - поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и - бесконечно…" В. Путин (С) (послание-2007).

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009