Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Прокуратура обобщила результаты проверки сахалинской ГИБДД

Проверка исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и бюджетного законодательства в органах ГИБДД области проводилась прокуратурой Сахалинской области по заданию Генеральной прокуратуры РФ.
В ходе проверки выявлены многочисленные факты нарушения законодательства о регистрации и учете автомототранспортных средств территориальными отделами технического осмотра и регистрации ГИБДД .
Так, выявлены факты совершения должностными лицами отделов регистрационных действий в отсутствие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности. При регистрации транспортных средств сотрудниками УГИБДД УВД по Сахалинской области надлежащим образом не проверяются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат и (или) паспорт транспортного средства, и иные представленные документы с применением технических средств на соответствие подлинности документов (выявление поддельных или измененных каким-либо иным способом). В связи с чем, постановка таких транспортных средств на учет в отсутствие необходимых документов является незаконной.
Установлен факт представления в территориальный отдел ОТОР ГИБДД УВД г. Южно-Сахалинска фиктивных страховых полисов, выданных ОАО "СО АФЕС". На основании представленных документов осуществлена регистрация транспортных средств с выдачей регистрационных номеров. Учитывая несоответствие порядковых номеров страховых полисов датам их выдачи, выявлены признаки преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 УК РФ. По данному факту прокурором Южно-Сахалинска проводится доследственная проверка.
Выявлены нарушения положения о регистрации транспортных средств в части проверки соответствия указанных в заявлении идентификационных номеров агрегатов транспортного средства с номерами в документах, содержащих сведения о транспортном средстве.
Всего по данным фактам горрайпрокурорами проводится 3 проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ.
В ходе проверки выявлены нарушения в порядке проведения конкурсов. Так, 21 октября 2006 года УГИБДД УВД по Сахалинской области в печатном издании "Конкурсы, аукционы, котировки" № 197 размещен заказ о проведении открытого конкурса по приобретению специальной печатной продукции для нужд Управления на 2007 год. В соответствии с данной публикацией по лоту № 2 - печатная продукция для регистрационных подразделений УГИБДД определена первоначальная цена контракта 2 миллиона рублей.
Между тем после проведения конкурса Управлением с победителем - Федеральным государственным унитарным предприятием "Гознак" - заключен государственный контракт на поставку продукции в 2007 году на общую сумму контракта 12 миллионов 3540 рублей, что превышает установленную сумму более чем на 10 миллионов рублей. По данному факту в адрес начальника УВД области внесено представление об устранении нарушений и привлечении виновных к ответственности, а также решается вопрос о направлении заявления в суд о признании договора недействительным.
Также установлены факты совершения незаконных регистрационных действий путем преступного сговора должностных лиц территориальных отделов УГИБДД с гражданами.
Кроме этого в рамках настоящей проверки по аналогичным фактам горрайпрокурорами в порядке статей 144-145 УПК РФ проводится 8 проверок, прокурором Южно-Сахалинска в адрес начальника УВД города внесено 2 представления.
Проверка соблюдения законодательства при выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков показала, что в данной части сотрудниками УГИБДД также допускаются нарушения.
Так, согласно пункту 29 Инструкции водительское удостоверение выдается под личную роспись в реестре или в заявлении при автоматизированном изготовлении водительских удостоверений. Вместе с тем, имеют место случаи отсутствия данных о заявителях в реестрах, а также отсутствия личной подписи заявителей в заявлениях. Кроме того, за отдельные даты реестры отсутствуют, что свидетельствует о несвоевременном их формировании.
При проведении проверки в части взимания сотрудниками УГИБДД иных, кроме установленных законом, платежей за совершение предусмотренных законом юридически значимых действий, установлено следующее.
Взимание платы за выдачу водительских удостоверений в Управлении ГИБДД Сахалинской области осуществлялось согласно расценкам, установленным постановлением администрации области.
Настоящей проверкой выявлено, что при подготовке финансовой документации УГИБДД УВД по Сахалинской области необоснованно включало в стоимость выдачи водительского удостоверения сверх установленного законом (сверх цены поставщика и 3% годового МРОТ) 82 рубля. При этом из этой суммы 72 рубля шло на расчетный счет коммерческой организации (ЗАО) за оказанные услуги за изготовление водительских удостоверений образца №1 , а каждые 10 рублей УГИБДД оставляло у себя. Таким образом, в 2004-2006 годах УГИБДД оплачено этому предприятию за оформление 19794 штук водительских удостоверений образца № 1 на сумму 1623108 руб., при этом удержано за данный период УГИБДД УВД по Сахалинской области с указанного закрытого акционерного общества на нужды УГИБДД УВД по Сахалинской области 231.380 руб.
Также в ходе проверки установлено, что это же ЗАО располагалось в здании ОТОР ГИБДД УВД Южно-Сахалинска, а также его филиалы в 8 территориальных отделах внутренних дел ОТОР ГИБДД. При этом в заключенном договоре не оговорен порядок возмещения расходов за пользование коммунальными услугами и арендная плата. Общество работало согласно рабочему распорядку ОТОР ГИБДД, затраты на электроэнергию оплачивались как использованные отделами ГИБДД, что привело к незаконному расходованию средств областного бюджета. Денежные средства на момент проверки не восстановлены.
Помимо того, проверкой выявлено, что согласно договору между начальником ГАИ УВД Сахалинской области и этим же ЗАО коммерческое предприятие осуществляло изготовление водительских удостоверений образца № 2 (пластиковые водительские удостоверения). Выдача таких удостоверений осуществлялась следующим образом. Инспекторы отделов ГИБДД принимали необходимые документы, которые передавались в ЗАО для изготовления данного вида удостоверений, при этом, в нарушение действующего законодательства, оплата устанавливалась обществом, а отделы ГИБДД принимали только квитанции об оплате государственной пошлины. При проверке личных дел граждан, обратившихся за получением удостоверений, установлено, что основная оплата полностью шла на счет ЗАО, а в бюджет ‑ только государственная пошлина. Между тем, договор о выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Закона № 94-ФЗ в соответствии с требованиями законодательства заключен не был, соответствующий конкурс не проводился. В ходе проверки установлено, что в 2004-2006 годах УГИБДД выдано 13531 удостоверений образца № 2. В конце 2006 года - в 2007 году цена единицы водительского удостоверения определена ЗАО в размере 670 рублей. По указанным нарушениям, выразившимся в незаконном заключении договора и незаконном использовании бюджетных средств, а также за нарушения законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ для государственных нужд, в настоящий момент по поручению прокуратуры области прокуратурой Южно-Сахалинска проводится проверка на выявление признаков преступления.
Прокуратурой области проведена проверка соблюдения должностными лицами УГИБДД административного законодательства. Проверкой выявлены многочисленные нарушения прав граждан, владельцев транспортных средств. Практически повсеместно выявлены факты отсутствия в протоколах даты его проставления, места, основания отстранения водителей от управления, подписей должностных лиц, составивших протоколы; не всегда в протоколе ставилась отметка об отказе от подписи гражданина и иные нарушения; не указывались обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а именно: время, дата и место совершения правонарушения, кроме того, в постановлениях не мотивировалось принятое решение по делу, не решался вопрос о задержанном транспортном средстве; в постановлениях-квитанциях о наложении административного штрафа не в полном объеме указывалась должность лица, назначившего административное наказание, не указывался населенный пункт, в котором совершено административное правонарушение, не описывался состав административного правонарушения, права гражданам - участникам дорожного движения не разъяснялись; допускались сокращения, применение которых не определено КоАП РФ. Отсутствие необходимых данных влечет за собой в каждом случае существенные нарушения прав граждан и является основанием для признания постановления незаконным либо применения иных мер прокурорского реагирования.
В целом, по всем выявленным нарушениям административного законодательства в 2006 году горрайпрокурорами внесено 2 представления, по результатам рассмотрения которых 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено 158 протестов на незаконные постановления о привлечении к административной ответственности. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования нарушения устранены, 158 незаконных постановлений отменено.
В 2007 году органами прокуратуры внесено 17 представлений об устранении нарушений, принесено 272 протеста на незаконные постановления о привлечении к административной ответственности. Уже рассмотрено 2 представления, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица, 11 протестов удовлетворено, в результате чего 11 незаконных постановлений отменено. Остальные принятые меры реагирования находятся в стадии рассмотрения.
В 2006 году в суд направлено 4 уголовных дела в отношении сотрудников ГИБДД.
Органами прокуратуры области активизирована работа по выявлению фактов совершения сотрудниками ГИБДД преступлений против государственной службы, в результате чего возбуждено 8 уголовных дел по таким фактам, к уголовной ответственности привлечено 3 сотрудника ГИБДД.
Пресс-служба прокуратуры Сахалинской области.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009