Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Устный счет

Итак, уже очевидно, что в стране вводится двухуровневая система высшего образования: бакалавриат и магистрат.
Казалось бы - ну и что?
Однако, как, наверное, известно многим, экономические перспективы любого общества зависят, прежде всего, от качества трудовых ресурсов, а готовит их в первую очередь система образования. И что нам обещает очередная ее реформа?
К сожалению, сомнения в реальной пользе очередной инициативы министерства науки и образования начинаются уже на лингвистическом уровне. И не столько потому, что слова чужие, к ним со временем, может быть, привыкнем (хотя до сих пор "магистр" в нашем языке обозначало профессионала высшей марки, а теперь это, оказывается, всего лишь ничего еще толком не умеющий выпускник вуза).
Просто раньше было среднее образование, было высшее. А было и "не законченное высшее" - нечто промежуточное, не совсем полноценное, этакий "студент-недоучка". И вот теперь этого "недоучку" государство легитимизировало и присвоило гордое звание "бакалавр". Так сказать, прошу любить и жаловать, и, по возможности, не обижать.
Не будем сейчас обсуждать - будут ли востребованы "бакалавры" на рынке труда. Не исключено, что будут. Скажется и уже ощущаемый дефицит маломальских специалистов, и дороговизна образования, и весьма распространенное нежелание учиться по-настоящему - "Критерий" и аналогичные службы, делающие за студентов контрольные, курсовые и дипломные, от недостатка заказов не страдают.
И все-таки обидно, что отечество в очередной раз понизило планку своего образования.
Для чего, однако, это было сделано? Когда вводилось ЕГЭ, против которого протестовали академические центры, то необходимость данного шага объяснялась, прежде всего, социальной справедливостью и борьбой с коррупцией. Мол, сельские и провинциальные дети без дополнительных затрат при поступлении получат те же возможности, что и продвинутые дети "центров". Искоренил ли ЕГЭ коррупцию в системе высшего образования? Спросите об этом у нынешних студентов. А если таковых среди знакомых нет, то задумайтесь, с чего бы это в нашей насквозь коррумпированной стране, возникнет вдруг остров "чистоты и справедливости"?
Так вот введение "бакалавриата" объясняют необходимостью присоединения России к так называемой "Болонской конвенции", с тем чтобы наши дипломы о высшем образовании принимались за рубежом. Такой вот весьма патриотический посыл: в стране и без того не хватает "мозгов", но вместо того чтобы принять все меры для закрепления их "здесь", делается все для облегчения их работы "там". И ладно, если бы это шло путем развития, так ведь нет, путем снижения уровня образования…
Впрочем, о том - "снижение" это или "повышение", можно долго спорить. Жизнь меняется, и каждому времени требуются свои специалисты. Другое дело, что государство до сих пор, похоже, в растерянности, что делать и куда идти. И потому появляются такие чудеса, как, например, национальный проект в области образования.
Не так давно пришлось присутствовать на одном представительном совещании, в том числе, и по этому поводу. Об успехах докладывал один весьма крупный южно-сахалинский чиновник. Все идет, как и предписано - школы оснащаются интернетом, классным руководителям доплачивается за это самое руководство, школы выигрывают деньги на техническое оснащение. Так что, произнес данный чин, еще немного и наше образование выйдет на качественно новый уровень! Правда, есть одно маленькое "но": более половины учителей пенсионного возраста, а молодежь в школы практически не идет из-за низких зарплат и непрестижности профессии. И после этого интересно - а в какую, собственно, сторону от нынешнего уровня будет осуществлен этот самый "качественный" скачок?
Сейчас все начали уповать на интернет, как на некую образовательную панацею. Однако выскажу крамольную мысль. Любая хорошо подобранная библиотека гораздо полезнее для школьного образования, чем интернет, и более того, интернет для учащихся (как минимум до старших классов) скорее вреден, чем полезен. Как вредно в процессе обучения все простое и легкое. По глубокому убеждению автора, в первую очередь начал разрушать классическую систему образования, питомцы которой, чтобы кто не говорил, и построили нашу нынешнюю цивилизацию, такой простенький (хотя многие ли знают принцип его действия?) прибор, как электронный калькулятор.
Есть такая картина "Устный счет (В народной школе С.А. Рачинского)", написанная Н. Богдановым-Бельским в 1895 году, то есть 110 лет назад. Видели, наверное. Изба и группа деревенских детей - лет десяти, а может и постарше. В лаптях, поддевках (или как там назывались их рубашки?). Все в задумчивости, кто-то чешет затылок - решают заданную учителем задачу. А один уже решил и шепчет педагогу на ухо ответ.
А теперь уберите руки от компьютера и решите, как и крестьянские дети - в уме, написанный на доске пример: (10х10 + 11х11 + 12х12 + 13х13 + 14х14)/365=?. То есть найдите сумму упомянутых квадратов и разделите ее на 365.
Скажу сразу - наверняка тогдашние школьники не искали каких-либо алгоритмов, облегчающих вычисления. Скорей всего, они просто находили квадраты, складывали их и делили сумму на предложенный знаменатель. Но в любом случае тренировались в построении сложных абстрактных логических схем с запоминанием промежуточных результатов и многоуровневыми операциями между ними. А затем эти бывшие крестьянские дети с помощью логарифмических линеек (помните еще этот удивительный прибор?) рассчитали траектории космических кораблей и, попутно, изобрели, например, микрочип дабы рассчитывать эти баллистические траектории побыстрее…
Обеспечивают ли такую тренировку, какую дает устный счет, клавиши калькулятора? Чтобы научиться осмысленно пользоваться логарифмической линейкой, надо было подобраться к высшей математике. Чтобы овладеть калькулятором, достаточно четырех действий арифметики…
А потому, когда одного видного ученого по функциям мозга спросили - а как эволюционирует человеческий мозг, наверное, развивается со страшной силой? - он удивился - с чего это вдруг? Если спортсмен не тренируется, то в какую сторону он развивается? А компьютер… А что компьютер? Основной трафик в интернете составляет, так называемое, общение, то есть треп в чатах и блогах. Аналогичным образом "развиваются" и бабушки на лавочках у подъездов, сутками перетирающие образ жизни соседей…
И потому автор как-то вовсе и не удивился, встретив на форуме Sakh.com следующий топ: "Сын не хочет идти в 10-й класс, а сразу хочет пойти учится на программиста. Что ему можно посоветовать?" Ну что можно посоветовать будущему "бакалавру"? Разве только сообщить, что государство нынче - на его стороне.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009