Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

"Призрак Эльги"

Стало очень интересно писать о перспективах. Нет, действительно, интересно.
Например, вернувшийся из длительной командировки губернатор И. Малахов объявил о доселе неизвестном инвестиционном проекте - строительстве на Сахалине, а конкретно, в Углегорском районе, алюминиевого завода.
Сразу вопрос - а что, у нас обнаружены грандиозные залежи бокситов?
Нет. Просто владелец "РусАла" известный олигарх О. Дерипаска, выполняя некую патриотическую программу, намерен построить на Дальнем Востоке соответствующий завод, который будет работать либо на глиноземе юго-восточной Азии, либо на аналогичном сырье восточной Сибири. И вот теперь края и области ДВ борются за право возведения этого завода на их территории. Мы тоже включились в эту борьбу, и, кстати, представители "РусАла" в Углегорском районе уже побывали.
С точки зрения здравого смысла идея несколько странна. Сахалин исторически жил на своем сырье. Завоз его со стороны при малейших неурядицах ломал всю экономику. Например, когда на острове перестало хватать баланса для работы ЦБЗ, его начали завозить с материка. А потом… Сами знаете, что стало потом.
И, тем не менее, алюминиевый завод укладывается в определенную логику развития области. Ведь помимо самого завода О. Дерипаска намерен построить порт и электростанцию на борту Солнцевского буроугольного месторождения. (560 миллионов тонн, пригодных под открытую разработку.) Идея строительства там электростанции взамен Сахалинской ГРЭС, которую лет через десять придется закрывать, давно уже витает в наших органах власти. И теперь вот, вроде нашелся даже инвестор.
Насчет практической реализации этой идеи проявим здоровый скепсис. Слишком ново, неожиданно и т.д. И, тем не менее, повторим, что в логику развития области (по крайней мере, электростанция) все это укладывается.
Наверное, никто не будет возражать по поводу того, что экономика наших островов - ресурсная. Предложения о развитии высоких технологий с целью превратить Сахалин в подобие Тайваня, конечно, хороши, но пока у нас существует только одна соответствующая научно-техническая школа - СКБ САМИ, весьма специфического направления, и создания других не предвидится. Поэтому с полной определенностью мы можем говорить только об углеводородах, водно-биологических ресурсах и угле.
О первых двух направлениях автор рассказывал уже немало. Об угле, впрочем, тоже. Да, у этой отрасли есть перспективы и, вроде бы, неплохие. Уголь есть, Япония рядом, что еще надо?
Однако наш уголь достаточно сложный, а, следовательно, и не дешевый. А над всей угольно промышленностью Дальнего Востока пока еще не явно, но вполне очевидно, нависает "Призрак Эльги".
И не только над сахалинскими угольщиками. По угрозой даже знаменитое Нерюнгринское месторождение (пласт пятиметровый, запасы - около 100 миллионов тонн). Именно по этому вокруг "Эльги" сейчас идут настоящие жестокие битвы, раздаются требования остановить ее разработку. Трудно сказать, кто победит. Но железнодорожники, несмотря ни на что бьют линию Улак -Эльга. А когда добьют…
У одноименного озера располагается 2,7 миллиарда тонн высококачественного каменного угля, который можно брать с минимальным коэффициентом вскрыши. Первоначальные объемы добычи - 30 миллионов тонн в год, в дальнейшем они будут ограничены только пропускной способностью железных дорог (я смеюсь над теми, кто повторяет гайдаровскую байку о ненужности БАМа) и емкостью иностранного рынка. В бухте Муйка, чуть севернее Ванино, СУЭК уже строит угольный терминал на 12 миллионов тонн угля в год, и здесь же строит аналогичный терминал Якутия - на 20 миллионов тонн угля. А РЖД бьет тоннель через Кузнецовский перевал к Ванино, для того, что бы доставить туда такие объемы.
И кому, скажите, тогда будет нужен сахалинский уголь? Здесь нужны очень быстрые и очень решительные действия. Строительство электростанции (пусть хотя бы и с алюминиевым заводом). Строительство железной дороги от Углегорска в порты юга острова. (Для 40-тысячника желательно глубины до 14 метров). Строительство моста (тоннеля) для переброски грузов в наши порты.
Кстати, о мосте-тоннеле. Мост, говорят, дешевле. Но, как говорит губернатор (признаваясь, что не знаком с конкретной технологией), министерство транспорта склоняется к тоннелю (двухярусному - сверху автомобильный, снизу - железнодорожный). Якобы, где-то в Дании при прокладке тоннеля применена суперсовременная технологи прокладки и обслуживания тоннеля, которая дешевле моста. Именно на этом и настаивает Левитин.
Пока трудно сказать, о чем идет речь. Не исключено, что датским тоннелестроителям теперь просто некуда девать сложное оборудование, вот они и решили использовать его на Сахалине, пролоббировав при этом министерских работников.
Все равно. Пусть прокуроры делают тут свое дело. А соединение Сахалина с материком все равно нужно.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009