Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Европейский банк реконструкции и развития отказался от финансирования проекта "Сахалин-2"

После значительных изменений в структуре владения инвестиционной компанией "Сахалин Энерджи" ЕБРР больше не будет рассматривать вопрос об участии в финансировании проекта "Сахалин-2", который он рассматривал в течение последних пяти лет, говорится в пресс-релизе, размещенном на сайте банка . Вместе с тем, если новая группа акционеров обратится с такой просьбой и представит аргументы в пользу того, что проект может соответствовать критериям ЕБРР для инвестирования средств, банк может рассмотреть вопрос о финансировании в будущем. Однако, чем ближе завершающая стадия проекта, тем меньше пользы может ему принести финансирование ЕБРР.
Недавнее приобретение российской компанией "Газпром" мажоритарной доли акций в компании "Сахалин Энерджи" привело к значительному и существенному изменению проекта, вопрос о котором рассматривал ЕБРР. Состав акционеров и структура компании поменялись, и новым акционерам еще предстоит определить подход к финансированию, а это означает, что ЕБРР не сможет продолжать заниматься данным проектом.
В 2001 году акционеры компании "Сахалин Энерджи" - "Шелл", "Мицуи" и " Мицубиси" - предложили ЕБРР частично профинансировать проект "Сахалин-2", предусматривающий добычу газа и нефти на шельфе дальневосточного побережья России. Совместно с компанией "Сахалин Энерджи" была проведена большая работа для того, чтобы добиться соответствия проекта - особенно в части соблюдения природоохранных норм - критериям, предъявляемым ЕБРР при финансировании, но Банк не принял какого бы то ни было решения относительно инвестирования средств.
Год назад ЕБРР заявил, что проект стал в достаточной мере соответствовать требованиям Банка, чтобы вынести его на обсуждение общественности, и провел широкие консультации в России, Японии и Лондоне. В прошлом году, по-прежнему не принимая решения относительно финансирования, ЕБРР продолжал следить за ходом строительства и способствовать принятию долгосрочных защитных мер, особенно касающихся экологических и социальных аспектов проекта стоимостью в 20 миллиардов долларов.
ЕБРР рассматривал свою потенциальную роль в проекте "Сахалин-2" как роль финансового партнера, способствующего соблюдению высочайших норм защиты окружающей среды на этапах разработки проекта и строительных работ, в том числе при проведении бурения на шельфе и прокладке подводных трубопроводов к острову Сахалин, строительстве наземных нефте- и газопроводов, возведении завода по производству сжиженного природного газа и нефтегазовых экспортных терминалов.
Участвуя в разработке проекта, ЕБРР способствовал принятию обязательств по проведению консультаций, обеспечению прозрачности и учету интересов коренного населения. На этапе строительства ЕБРР провел с компанией "Сахалин Энерджи" работу по улучшению качества проекта по ряду направлений: "Сахалин Энерджи" изменила прохождение трасс трубопроводов с тем, чтобы не нанести вреда редкой охотско-корейской популяции серых китов, пастбища которых находятся в этом районе; для того чтобы следить за ходом операций и предоставлять по ним консультации, была создана группа в составе признанных специалистов по китам; в стратегию строительства сухопутной ветки трубопровода были внесены значительные улучшения, особенно в том, что касается экологически уязвимых переходов примерно через 1000 рек; "Сахалин Энерджи" утвердила нормативный план, предусматривающий учет интересов коренного населения, а также обеспечение прозрачности и проведение консультаций с общественностью.
В прошлом году почти треть инвестиций ЕБРР пришлась на Россию, более чем на любую другую из 29 стран операций Банка. Ожидается, что доля России в инвестициях ЕБРР в 2007 году будет продолжать расти.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009