Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Газпром как наше все

Вхождение Газпрома в проект "Сахалин-2", безусловно, одно из важнейших событий уходящего года и уже широко обсуждено местной общественностью. Понятно, что особых перемен нам это не сулит: экологические претензии к проекту будут сведены к необходимому минимуму, он будет успешно завершен, уже заключенные контракты на поставку нефти и газа реализованы. Мы можем ожидать, в основном, разве что многократно обещанную газификацию, да гадать - каково будет участие Газпрома в политической и административной жизни области.
И все-таки, и все таки… ситуация предельно интересна, особенно если провести некоторый ретроспективный анализ.
Итак, в 1993 году страна принимает новую Конституцию. Ее 72 статьей определено, что к предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ, то есть того, чем государство и область распоряжаются равноправно, относятся "в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами". При этом, однако, была одна особенность (статья 11 пункт 3) "Разграничение предметов ведения и полномочий… осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". С Федеративным договором, помнится, ничего так и не получилось, однако, 29 мая 1996 года между Б.Ельциным и И.Фархутдиновым был подписан договор о разграничении полномочий, имевший ранг конституционного закона, определявшего взаимоотношения области с центром.
Теперь о шельфе. В январе 1992 года консорциум в составе компаний Мицуи, Макдермот и Марафон выигрывают тендер на разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. В дальнейшем две последние компании уходят, приходят Шелл и Мицубиси. Через два года "Сахалин Энерджи", правительство РФ и администрация области подписывают соглашение о разработке месторождений на условиях раздела продукции. Еще через два вступает в силу закон "О соглашениях о разделе продукции", после чего в апреле 1997 года между правительством РФ и Сахалинской областью подписан договоры о распределении российской доли доходов при разработке "Сахалина-1" и "Сахалина-2".
Теперь снова о государстве. В 1998 году В.Путин становится заместителем главы президентской администрации и полностью прекращает подписание договоров о разграничении полномочий, тем самым уже тогда обозначив курс на лишение регионов самостоятельности. А став президентом страны, настаивает на расторжении договоров, уже заключенных. И летом 2001 года ряд регионов выступили с "инициативой" расторжения договоров в связи с тем, что они выполнили свою задачу. В их числе и Сахалинская область в лице губернатора И.Фархутдинова. Таким образом, область перестала осуществлять "совместное ведение" как недрами, так и водно-биологическими ресурсами, распоряжается ими исключительно федеральный центр по федеральным же законам. Команда В.Путина, успешно выстроив вертикаль власти, начинает принимать такие законы, которые ей необходимы.
Теперь о шельфе. В самом конце декабря 2004 года Госдума срочно принимает (и моментально вводит в действие) ФЗ-199 с довольно длинным названием "О внесении изменений в законодательные акты и т.д." Он был сродни небезызвестному и принятому примерно в то же время ФЗ-122 о монетизации льгот, то есть представлял пакет поправок в самые различные законы. В том числе и в закон "О соглашениях о разделе продукции". Этими поправками Сахалинская область практически полностью отстранена от полагавшихся ей ранее шельфовых доходов: "1. Реализация государственной доли произведенной продукции осуществляется в соответствии с федеральными законами. Распределение стоимостного эквивалента произведенной продукции, а также иных доходов, получаемых государством в результате раздела продукции, между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Доходы от реализации соглашения, полученные с участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет;
пункты 2 и 3 признать утратившими силу"
Пункты 2 и 3 это как раз о договорах между центром и областью.
Сейчас нам говорят о том, что мы потеряли роялти. Мол, обещали 60 процентов, а оставили только пять. Но роялти, или по-нынешнему - налог на добычу полезных ископаемых, это только малая часть наших возможных потерь. Да и оставили нам только нефтяной НДПИ, а газовый забрали полностью. Сейчас, правда, области оставляют и немалую часть налога на прибыль, но это исключительно по милости федерального центра. Будет принята очередная поправка в Налоговый и Бюджетный Кодексы, получится то же, что и с роялти. То же самое можно сказать и об областной (и не малой) доле прибыльных углеводородов, которую мы могли использовать самостоятельно, исключительно в собственных интересах. Так что дергаться не приходится.
Теперь снова о государстве. Понятно, что строя свою "вертикаль" В.Путин не мог оставить без внимания и финансовые потоки и в этой связи не мог обойти газ, по запасам которого Россия занимает первое место в мире. Газ - это не только огромные деньги, но и мощный инструмент внешней политики, столь необходимый стране. А потому Газпрому, управляемому правительственными чиновниками, были даны огромные преференции. Чего стоит один только закон о том, что газ за рубеж может продавать только Газпром. Исключение, правда, составляли сахалинские проекты. Их доля в общероссийском объеме добычи нефти и газа была бы довольно мала - считанные проценты. Но и это создавало нехороший прецедент. Тем более что образовался он на стратегически важном азиатско-тихоокеанском направлении, государством пока еще практически не освоенном. А между тем в странах АТР энергопотребление растет быстрее, чем где-либо, нужен газ, и этим газом можно "играть".
Дальнейшее общеизвестно. Газпром вел переговоры, потом сделка расстроилась из-за несхождения в цене, потом появился Митволь, пообещавший разорить проект экологическими претензиями, и акционеры "Сахалина-2" сдались. Итак, Газпром получил свою контрольную долю в практически законченном проекте, а следовательно возможность скорого получения прибыли, доступ к самой современной технологии СПГ, которая пригодится ему при строительстве собственного завода на Штокмане, а также транспортно-распределительную систему, в которую неизбежно придется включиться всем последующим "Сахалинам". (Спросите, а как же "Сахалин-1"? А Газпром уже договаривается с его акционерами и о полной покупке их газа. Так что принцип "единый экспортер" нарушен не будет. И в управлении трубами, что куда поставлять, Газпром с Роснефтью всегда найдут согласие.)
Словом, все логично и закономерно. Операция, можно сказать, проведена блестяще. Сейчас подобная осуществляется с Белоруссией, где Газпром стремится забрать себе "Белтрансгаз" и полностью контролировать поставки в Европу.
Правда, с моральной точки зрения во всем этом определенные (и не малые сомнения). И, хотя говорят, что в большой политике и большом бизнесе, мораль дело десятое, тем не менее, автор от своего имени хотел бы извиниться перед акционерами "Сахалина-2" за действие родного государства. А внимание своих земляков обратить на следующее - если уж так "сделали" транснациональную корпорацию, то что уж говорить о любом конкретном россиянине? "Поломают" и не заметят. Впрочем, кому-то это и нравится.
И последнее. Сейчас государство вдруг озаботилось положением Дальнего Востока. Мол, что-то не так тут получается, что-то не так надо делать. А что, собственно, с происходящим непонятно? Если лишаете нас возможностей самостоятельного развития, то и кормите нас сами. Не получается? Тогда мы просто переберемся поближе к кормушке, и все стратегические территории рано или поздно окажутся в руках более стратегически мыслящих соседей…

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009