Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

"Сахалин-2": "наезд" или объективная реальность?

Уже немало копий сломано в спорах о причинах резкой активности российских природоохранных структур в отношении проекта "Сахалин-2". Одни резонно замечают, что если бы "Газпром" не захотел долю в "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании", то такого бы не случилось. Другие говорят, что экологические проблемы действительно имеют место и решать их нужно немедленно. Правда, вторые тоже спорят друг с другом: нужно ли полностью останавливать проект "Сахалин-2", как того хочет "Росприроднадзор" и международные экологические организации, или все же продолжать работу и по ходу строительства устранять нарушения. Об этом заявил руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын.
Не хочется влезать в политические диспуты. Да и цели несколько другие. Просто добавлю немного материала для сторонников экологической версии происходящего с проектом "Сахалин-2".
Начну с самого свежего. С наших рек. В технико-экономическом обосновании (ТЭО) проекта "Сахалин-2" не было предусмотрено временных мостов через водотоки по трассе трубопроводов. А ведь это достаточно капиталоемко. Рек и речушек у нас много. Все временные мосты согласовывались непосредственно перед установкой с "Россельхознадзором". Причем с условием, что в нерестовый период все сооружения будут убираться полностью. И русла рек должны приводиться практически в первоначальное состояние. Стоит ли говорить о том, что это условие не соблюдалось практически повсеместно?
Теперь немного цифр: при прохождении трассы через водные объекты компанией "Сахалин Энерджи" (ее подрядчиками, как утверждает сама компания) построено, либо продолжают строиться в настоящее время 1084 временных моста. При этом воздействие от строительства мостов не было оценено, а ущерб рыбным запасам не был рассчитан и возмещен. Да и сами мосты зачастую выглядят просто как насмешка над стремящейся отнереститься рыбой: можно ли назвать мостом сооружение, состоящее из труб и засыпанное обычным грунтом, который после любого дождя немедленно оказывается в реке?
По оценкам экспертов, специализирующихся на расчете не предотвращаемого ущерба рыбным и другим биологическим ресурсам, компенсация ущерба от строительства мостов составляет в среднем 5-6 тысяч долларов США за сооружение одного моста. Учитывая, что трубопроводы пересекают 1084 водных объекта, ущерб рыбным запасам может достичь 5-6 миллионов долларов США.
Реальный ущерб рыбным ресурсам с учетом последней информации по состоянию водотоков в зоне воздействия трубопроводов, по мнению некоторых экспертов, составляет не менее 106 млн. долларов США.
Или пример нашего многострадального и полностью уничтоженного (по версии замглавы "Росприродназора" Олега Митволя) залива Анива. Судя по сообщениям федеральных СМИ, картина складывается катастрофическая: залив убит полностью, морские организмы в знак протеста выбрасываются из моря, тонны лосося умирают сразу же войдя в реки… Всем страшно?
Теперь немного фактов. В ТЭО строительства по проекту "Сахалин-2" (том 5, книга 9, часть 2, апрель 2003) величина ущерба (в тоннах рыбы и марикультуры) составляет:
1. На участке строительства причала завода СПГ - 192,639 т.
2. На участке строительства причала для разгрузки оборудования и материалов - 130,489 т.
3. На участке дампинга грунта - 61,657 т.
Итого: 384,785 т. Общая стоимость компенсационных затрат, необходимых для возмещения ущерба в заливе Анива составляет согласно ТЭО - 810 тысяч 487 долларов 23 цента США.
Позднее компания "Сахалин Энерджи" провела новые исследования и провела переоценку величины ущерба:
1. На участке строительства причала завода СПГ - 13,534 т.
2. На участке строительства причала для разгрузки оборудования и материалов - 131,268 т.
3. На участке дампинга грунта - 61,657 т.
Итого: 206,469 т.
Из этого выходит, что общая стоимость компенсационных затрат, необходимых для возмещения ущерба в заливе Анива составляет теперь 372 тысячи 753 доллара 42 цента США. Снижение воздействия на залив более чем в два раза!
Только прямое механическое воздействие на дно согласно ТЭО составляет: причал завода СПГ - 529634 м2, причал разгрузки оборудования - 84362 м2 , зона дампинга - 125664 м2. Цифры огромные и совершенно не стыкующиеся с рассчитанным "Сахалин Энерджи" ущербом. Ведь если посмотреть даже на первоначальные цифры, то получается, что у нас в Анивском заливе рыбешка плавает мелкая и несъедобная. И ее там не вообще! Оператор проекта "Сахалин-2" готов возместить ущерб за 206 с половиной тонны рыбы и марикультуры!
Вы можете делать любые выводы. Но картина, которая открывается при изучении документации по проекту "Сахалин-2" наводит на совершенно удручающие мысли. Остается только задавать самим себе риторический вопрос: "Куда мы раньше-то смотрели?"
Владимир Высоков.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009