Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Еще поскандалим

Статья спецкора "Митволь против "Сахалина-2" всего за две недели вошла в пятерку самых популярных тем форума - на утро 13-го - 1106 комментариев и 11101 просмотров. К этому спокойно можно добавить и сопутствующие темы об "Экологической вахте Сахалина", креветке Анивского залива, Счетной Палате РФ, прочих проверках сахалинских проектов, непосредственно Митволе и т.д. Словом, ситуация зацепила, вызвала горячие дебаты, кого-то внезапно объединила, кого-то рассорила.
Было бы верхом самонадеянности в кратком формате данного обзора расставить все точки над i. Но несколько замечаний по поводу происходящего сделать стоит. Хотя бы потому, что ресурсный потенциал нашего шельфа в недалеком будущем позволит добывать 90 миллионов тонн нефти и 20 миллиардов кубометров газа в год. Такой прогноз сделал глава "Роснефти" С. Богданчиков на состоявшемся на днях Дальневосточном международном экономическом форуме. "Таким образом, Сахалин становится новым крупным нефтегазодобывающим центром" и даже "новым ключевым регионом роста мировой нефтедобычи". А это значит огромные деньги и, совершенно очевидно, новые конфликты.
Коль нынешний завязался вокруг экологии, с нее и начнем. При этом не будем зацикливаться на Митволе. "Гибнущий лес, мертвые реки, вымирающие животные…", "100 тысяч погибших нерестовых рыб", естественно по вине "Сахалинской энергии" - реальные цитаты из широко раздаваемых им интервью о ситуации на Сахалине свидетельствуют, что товарищ не вполне адекватен.
А между тем, хотя экспортный терминал "Эксона" в Де-Кастри еще проверятся, и выдача разрешения на экспорт нефти может быть отложена на 1-2 месяца, вряд ли кто сомневается, что это разрешение в конце концов будет получено. И через льды Татарского пролива пойдут 100-тысячные танкеры с нефтью. Суда эти, конечно, специализированные, ледового класса, но море есть море. Что мы сможем противопоставить потенциальной угрозе крушения танкера и разлива огромного количества нефти? Да, практически, ничего. "Единой стратегии управления чрезвычайными ситуациями на шельфе, утилизации отходов, экологической безопасности - нет" - это цитата из доклада губернатора на недавней конференции "Нефть и газ Сахалина 2006". Критическое замечание сделано в адрес федерального центра, поскольку определить такую стратегию и создать межрегиональную (Сахалин, Хабаровск, Приморье) систему управления ЛАРН, это исключительно в его компетенции. На нашем уровне подписано соглашение между администрацией области и операторами проектов о совместных действиях в случае чрезвычайных ситуаций, но это только по нашему берегу, и в качестве "доброй воли".
А упомянутые Богданчиковым 90 миллионов тонн нефти - это не только "Сахалин-1" и "Сахалин-2", это еще ряд проектов. Большинство из них будет находиться на самом севере (Кайгано-Васюканский блок уже недалек от уровня рентабельности). Большие глубины, сложнейшие льды, высочайшие риски и вопросы, вопросы, вопросы, в том числе и экологического плана.
Нынешний конфликт показал также весьма неоднозначное отношение общества к участию иностранного капитала и специалистов в разработке наших природных ресурсов. Единого мнения тут, понятно, никогда не будет (ярые сторонники идей "чухче" найдутся всегда), речь идет о разумном балансе интересов. Одной из основных подоплек разгоревшегося конфликта как раз и является недовольство российской стороны, включая немалую часть сахалинского сообщества, условиями действующих соглашений о разделе продукции, которые заключались во времена, когда страна была явно слаба, и инвесторы этим вполне воспользовались. Сейчас по данному поводу и идет торг, а пиар, в том числе и экологический, это лишь его инструменты.
И почему-то кажется, что стороны договорятся. Заморозить миллиарды долларов, уже вложенных в проекты, думается, невозможно. Но приведет ли это к исчезновению конфликтов и угроз? Увы, нет. И в немалой степени по вине нашего государства.
Например, уже 10 лет действуют соглашения о разделе продукции, а со стороны федерального центра (цитирую по уже упоминавшемуся докладу губернатора): "Нормативно-правовая база развита крайне недостаточно:
- не до конца отрегулирован вопрос возмещения НДС;
- существуют проблемы таможенного оформления, организации пунктов пропуска и спецпортов; экспорта углеводородов;
- не разработан порядок и механизм передачи в собственность государства объектов инфраструктуры;
- не решен вопрос по прибыльной доле продукции по проекту "Сахалин-2" (брать в денежном эквиваленте или газом);
- не создан ликвидационный фонд по проекту "Сахалин-2" для вывода объектов из эксплуатации;
- нет удовлетворительной методики оценки и компенсации рыбного ущерба, в соответствии с которой выплаты российской стороне были бы увеличены.
И этот список можно продолжить. Необходима более четкая регламентация правовых аспектов по СРП на федеральном уровне".
Экологи выставляют претензии иностранным инвесторам за низкий уровень проектных решений? Но проектная деятельность госчиновников тоже далеко не на высоте.
Ну, например, многие критикуют проекты за то, что в них низка доля российского участия. Но в СРП четко оговорено "до 70 процентов". А под это попадает и 69,9 процента, и 40 процентов - как хочешь, так и трактуй. То есть, сами же пишем такие законы, от которых потом хватаемся за голову и обвиняем всех и вся.
И, конечно, главная для области проблема, опять же связанная с действиями федерального центра (из того же доклада И. Малахова): "В последние два года в результате внесения несогласованных с субъектом РФ изменений в федеральное законодательство мы лишились большей части наиболее реального и приближенного источника доходов - роялти (осталось только 5% по нефти) и полностью прибыльной продукции (нефти и газа). Это парадоксальная и взрывоопасная ситуация, население Сахалина было информировано о предстоящих выгодах, поэтому было дано согласие на разработку проектов "Сахалин".
Уникальная экосистема Сахалина, прилегающей акватории несет серьезную антропогенную нагрузку, поскольку на этой территории размещена огромная инфраструктура; необходимы серьезные компенсационные меры по нивелированию негативного эффекта, крупные экологические и социально-экономические программы, которые мы рассчитывали разрабатывать на получаемые доходы (только роялти мы планировали получать до 500 млн. долларов в год).
Отсутствие доли прибыльной продукции лишает область возможности в должной мере осуществлять программу газификации Сахалинской области, которая сейчас разрабатывается.
Следует также отметить, что долей прибыльной продукции планировалось заменить часть выпадающих налогов, прежде всего налог на имущество, который по нашим оценкам, за период действия СРП составил бы около 135 млрд. рублей (более 5 млрд. долларов!).
Таким образом, субъект РФ (то есть Сахалинская область) исполняет огромное количество обязанностей по этим проектам, несет существенные экологические риски, а прав и доходов почти не имеет".
И остается нам только ругаться. Друг с другом…

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009