Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Прекрасное далеко…

Нефтегазовые скандалы вокруг сахалинского шельфа - дело, конечно, очень интересное и напрямую затрагивающее интересы многих островитян. Но, между тем, и в других отраслях нашей экономики накопилось немало новостей, в том числе и неплохих. О них - небольшими штрихами.
Как уже известно, лососевая путина превзошла все ожидания. В частности, подходы горбуши на Сахалине оказались вчетверо выше прогнозных, прекрасно шла и кета. Еще не так давно и в "рыбные" года не было столько лосося, как в нынешнем "нерыбном". Отчего это происходит - дело науки. Дело власти - наладить оптимальную систему управления путиной. В нынешнем году представители администрации области и рыбаков четырежды ездили в Москву с нижайшей просьбой увеличить ОДУ. Об этом, конечно, вслух не говорится, но можно предположить, во сколько обошлось рыбакам согласие столичных чиновников.
Ситуация, однако, у нас такая, что, ошибись наука в обратную сторону - и это вызвало бы немалые проблемы. Да, траты на поездки в столицу за дополнительным ОДУ снимаются, но платить за ВБР надо сразу, вне зависимости от реального вылова. Если рыба не пришла, ты в явном денежном минусе. Так в этом году случилось со многими рыбаками Камчатки. Крайним оказался губернатор. На самом же деле, все упирается в порочность системы. Ее обещают изменить уже в следующем году. Изменят ли?
Впрочем, не будем о грустном. Сейчас на Южных Курилах разгар сайровой путины. Она тоже обещает быть удачной, "ночная жемчужина" бьет все ОДУ, ее вылов может подойти под рекордные 100 тысяч тонн.
Теплая и сухая осень способствуют успешной (пока) уборке урожая. Картофель, в принципе, собран практически весь. Урожайность на уровне прошлого года. Валовый сбор - тоже. В нынешнем году областные власти взяли курс на максимальную механизацию уборочных процессов - за счет средств бюджета и самих сельхозпредприятий приобретено несколько современных картофелеуборочных комбайнов. Подобные акции проводились и в прошлые годы. В частности, успешно проведена сортосмена картофеля, приобретались комплексы "сенаж в упаковке", заметно облегчившие коромозаготовительную кампанию, покупались молоковозы для сбора молока от населения. Механизация же растениеводства позволит чуть облегчить одну из главнейших проблем нашего села - нехватку рабочих рук. Агротехнологии при всей разрухе мы сохранить сумели, поэтому урожай есть. А вот убирать его некому. Солдат практически не осталось, на школьниках много не проработаешь.
Проблема, кстати, не только сельскохозяйственная. Коммунальные службы Южно-Сахалинска уже озвучили намерение завести китайцев для работ по уборке города. "Свои" этим заниматься особо не хотят. Так что мы становимся "типично цивилизованной страной" - сначала завозим гастарбайтеров на "черные работы", а что будет потом - потом и будем думать.
Вторая основная проблема села (от нее, как и от урожайности зависят цены на сельхозпродукцию) - постоянно растущая стоимость ГСМ. Это главная инфляционная составляющая в стоимости той же местной картошки. И что делать с ней - до сих пор нет ответа. На проходившем на этой неделе в Хабаровске Дальневосточном экономическом форуме председатель Госдумы Б. Грызлов сказал даже, что нужно ввести уголовную ответственность за завышение цен на энергоносители. "Необходимы дополнительные меры по ограничению роста тарифов естественных монополий и цен на энергоносители, это позволит защитить права потребителей, нормально развивать производство и бороться с инфляцией". Его бы слова, да… куда? Если уж плач по поводу цен на энергоносители заводит третье лицо государства, руководитель правящей партии, то, что остается нам?
Вообще-то в условиях рынка к уголовным мерам регулирования хорошо бы добавлять и экономические. Не секрет, что нефтеперерабатывающих заводов в нашей стране не строилось лет двадцать (маленький "Петросах" не в счет), глубина переработки нефти чрезвычайно низка, выход моторного топлива из нефти - мал.
И вот на неделе, будучи в Южно-Сахалинске, глава "Роснефти" С. Богданчиков сделал достаточно сенсационное заявление о возможном строительстве в Приморском крае современного "Дальневосточного НПЗ", а, кроме того, о скорой реконструкции двух уже имеющихся у компании НПЗ, в том числе и в Комсомольске-на Амуре. Уже к 2012 году "Роснефть" удвоит выпуск топлива самых высоких стандартов. Так что бензина будет много (если, конечно, его не погонят весь за рубеж).
Вообще, на неделе было озвучено довольно много интересных перспектив, некоторые из которых затрагивают непосредственно и нас. Например, пресс-служба минтранса распространила сообщение о том, что "инвестиции государства на финансирование транспортного комплекса Дальнего Востока составят с 2007 г. по 2010 г. 44,6 млрд.руб.". Деньги, в том числе, предполагается направить на "… реконструкцию железных дорог Сахалина, модернизацию паромной переправы Ванино - Холмск в комплексе с вводом в строй автодороги Лидога - Ванино… строительство автодорог… Южно-Сахалинск - Ноглики". До 2010 года уже не далеко. Неужто, до Ноглик - по асфальту?! Вряд ли, конечно. Но - почему бы не помечтать?

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009