Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

На Сахалин во второй раз приехал главный "сектовед" России Александр Дворкин

Ближайшую неделю на Сахалине проведет главный "сектовед" страны - профессор Святотихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. Визит эксперта по тоталитарным сектам в область уже второй - несколько лет назад епархия приглашала его в качестве консультанта для суда по иску Луиса Домингеса, главы "Часовни Победы" к журналисту газеты "Телемир" Анне Билеге. Недовольство "духовного отца", бывшего морского пехотинца армии США, репортажем нашей коллеги было сильным, но бесплодным - дело "заглохло", когда истец покинул область в неизвестном направлении.
Кроме встреч с общественностью и молодежью Дворкин 4 и 5 октября проведет бесплатные лекции "Как не попасть в тоталитарную секту?" в Доме офицеров Южно-Сахалинска, а в пятницу - в Холмске.
На пресс-конференции в сахалинской епархии журналистам раздали отпечатанный убористым шрифтом на 5 листах список преступлений, совершенных сектами. Среди них - убийства, доведения до суицида. Александр Леонидович рассказал, что по его оценкам, в тоталитарные секты в России вовлечено от 600 до 800 тысяч человек. Причем эти люди - "костяк", актив организаций, а эти цифры можно смело умножать на 3-4, по числу членов их семей. Может показаться парадоксальным, но вовлечение в секту - преступление против свободы совести:
- Она подразумевает свободу выбора, а есть такая аксиома, что в тоталитарные секты никто не приходит. Туда приводят. Через обман, сокрытие информации, через недобросовестную рекламу. Если бы люди знали правду, что их ожидает в сектах, какие требования будут к ним предъявлены, во что их заставят верить, во что они превратятся и как будут себя вести - мало кто согласился бы пойти в подобную организацию. Но секты этого не говорят, нарушая этим основополагающий принцип Конституции нашей страны о свободе совести.
Интересно, что секты - не обязательно религиозные организации. Они бывают политическими, коммерческими - например, некоторые компании "сетевого маркетинга".
После окончания пресс-конференции Александр Дворкин согласился ответить на несколько наших вопросов.
Д.Х: Почему вы выбрали для визита именно Сахалин? Как вы оцените ситуацию с сектами в нашем регионе?
А.Д: Меня сюда пригласил ваш архиерей, владыка Даниил. Но я здесь не первый раз и очень полюбил ваш остров и людей, которые здесь живут. Ситуация здесь в чем-то похожа на ту, что в целом по России - очень напряженная. В чем-то, конечно, сложнее. Сахалин, как и весь Дальний Восток, это земли без укоренившихся православных традиций. Даже до революции тут не было достаточно церквей. Тут почти нет коренных жителей, живущих из поколения в поколение со сложившимися традициями, того, что есть в Европейской части России. Того, за что можно зацепиться и постепенно нащупать свою "почву". Поэтому сектам тут действовать намного легче. Если в той части России хотя бы на бытовом уровне есть остатки православной культуры, здесь надо все создавать заново. Такого "задела" не было и секты действуют тут, опережая нас намного. Но, с другой стороны, церкви на Дальнем Востоке очень молодые и энергичные и священники действуют не такими традиционными методами, все живее, быстрее, ярче.
Большую озабоченность специалистов вызывает все большее слияние сект с органами власти, попытки их лидеров привести "к рулю" своих. Профессор рассказывал о Екатеринбурге, где секты "неопятидесятнического" толка действуют при прямой поддержке и протекции городских властей. Мэром Киева стал ярый приверженец организации той же направленности.
Д.Х: А есть ли какие-то попытки сект прийти во власть в нашей области?
Отец Виктор: Могу сказать, что кандидатом в мэры Долинского района был представитель как раз одной из сект "неопятидесятнического" толка. Официально зарегистрирован, собирал подписи…
А.Д: Можно привести пример, что бывает, когда сектанты приходят к власти в стране. Как, например, национал-социалистическая партия в Германии пришла ко власти. Это политическая секта. Что для Германии из этого получилось - мы знаем. Когда маленькая тоталитарная политическая секта большевиков пришла к власти в России - мы тоже знаем, чем это закончилось. Методы не изменились, поэтому небольшая организация начнет распространять свое тоталитарное влияние на многих людей, как только сможет. В Германии сделали выводы, там принимают законы против тоталитарных сект. Сейчас им часто невыгодно действовать в открытую - зачем сектанту баллотироваться во власть? Гораздо легче поставить к действующему представителю секретаря-сектанта, это будет по эффективности ничуть не меньше - подсовывать нужные документы, выкачивать информацию. Я был в одном из северных городов России, там встречался с его мэром, он мне рассказал, что был кандидатом от оппозиции. Вел предвыборную компанию на пределе возможностей, и тут к нему пришли люди и предложили помощь. "У нас все нормально, есть пятерки людей, куда скажете, туда пойдем агитировать за вас". Он посмотрел - действительно, организовано все на беспрекословном подчинении и чувствуется опыт. Хорошо, что у него хватило мудрости проверить их - оказались местной "неопятидесятнической" сектой. Иначе пришлось бы отдавать долги… А чем это чревато для людей - видно на примере Киева. Для секты наступает режим благоприятствования, "перекачивание" собственности и недвижимости в руки секты - и "дальше-больше"! Потом они пойдут в школы, получат бесплатное время на телевидении и массу возможностей для вербовки людей не на улице, с "сверху". Наращивают мощь, потом с этим монстром справиться будет намного более сложно. В ряде земель Германии был принят закон, по которому член секты не может быть на госслужбе. И это не дискриминация, потому что членство в секте подразумевает только одну лояльность - секте. А госслужащий должен быть лоялен только государству. Например, для мэра Киева важно только то, что скажет руководитель его секты - гражданин Нигерии Санда Эдаладжа, который живет на Украине с просроченной визой и его несколько лет не могут даже выслать, такая у него поддержка.
Д.Х: Существует ли вообще "иммунитет" против секты, или любой человек может попасть в их объятия?
А.Д: Потенциально - любой. Есть разные типы приманок. Рыбаки знают, что одна рыба ловится на червяка, другая - на мормышку, третья - на хлебный шарик, точно так же и люди. У каждого есть свои слабые стороны. Каждая секта работает в определенной социальной нише. Конечно, они есть всюду, но понимают, что их приманка срабатывает лучше у определенного типа людей и вербовочные усилия прилагают к ним. На каждого человека найдется своя секта. А еще в секты легко попадают люди, переживающие стрессовые состояния. В стрессе человек более внушаем, если к нему в нужный момент подойдут нужные люди, вероятность попадания в секту крайне велика. При сильном стрессе самый маловнушаемый человек подвергается такой опасности. А гарантией "непопадания" может стать членство в традиционной культурообразующей религиозной организации, где есть система поддержки и психологическая устойчивость. Я православный и мое мнение в этом смысле может считаться пристрастным, но я вижу, что представители традиционных конфессий намного реже попадают в секты, а православные - реже всех. Знаю лютеран, мусульман, попавших в секту, а православных - очень мало. Это пристрастно, но из моего опыта.
Д.Х: Чем грозят секты их адепту?
А.Д: Они опасны на четырех уровнях. Личности, семьи, общества и государства. Личность подавляется, человек утрачивает свободу и подчиняется ее лидеру. На уровне семьи - потому что секта являет собой заменитель, эрзац, чего настоящая семья не выдерживает и разваливается. Общества - потому что между культурообразующей религией и ним идет постоянный обмен, а секты обществу ничего не дают, только тянут ресурсы - финансовые, людские. А на уровне государства - потому что секта является маленьким государством в нем, потому что живет по своим законам и правилам, а все остальное им "постольку-поскольку". Для каждой секты главное - власть и деньги. Любой ее лидер - настоящий наркоман власти, ощущает себя богом. Поэтому самый несвободный там человек - лидер. Он раб окружения, своей роли и распад личности происходит очень близко.
Д.Х: Как можно понять, что мой родной, друг или знакомый угодил в секту?
А.Д: Они очень резко меняются. Обычно они, хотя бы на начальном этапе, проповедуют и говорят об этом, если им заранее не сказали скрывать. Резкие перемены личности должны заставить задуматься и очень часто говорят о том, что человек попал в секту. У человека меняются реакции на ситуации. Дальше все зависит от семейных отношений, нужно сразу обратиться к специалисту, который умеет работать с жертвами сект. У вас, на Сахалине, можно обратиться к отцу Виктору.
О.В: Тут главное - не терять контакта с человеком. Секты часто заставляют человека приостановить все социальные контакты. В одной из сахалинских сект на собрание пришел парень, ему понравилась девушка. Он решил пригласить ее погулять, на свидание. Она сказала, что не может без разрешения пастора. А тот парню сказал, что ему нужно походить на собрания хотя бы полгода, а потом "мы найдем тебе хорошую девушку и у вас все будет хорошо". Человек не сам принимает решения, а это делают за него. Дают установку не общаться ни с кем за пределами секты.
А.Д: Они будут внушать, что все вокруг враги, ты попал в элиту человечества, в компанию спасенных и все, кого ты считал своими друзьями, будут тебе завидовать. И делать все, чтобы ты ушел. Приди домой и ты сам увидишь. И когда обеспокоенные родители пытаются как-то помочь, это служит подтверждением.
Д.Х: Можно сказать, какие религиозные организации в нашей области совершенно точно тоталитарные секты?
о.В: Они, конечно, будут отказываться, но по большинству признаков это абсолютно точно - мормоны (парнишки-иностранцы в белых рубашках, заводящие с прохожими разговоры о Боге. - Д.Х.), свидетели Иеговы, центр Аштар…
А.Д:… общество сознания Кришны, последователи Нирмалы Дэви, сахаджа-йога - на портретах это женщина-индуска с точкой на лбу. "Фиолетовое пламя", она же "Маяк на вершине", она же "Церковь универсальная и торжествующая". Это контактерская тоталитарная секта, возглавляется гуру Ма, она же Клер Профит - это пожилая американская тетенька, страдающая болезнью Альцгеймера. Ош, "Гербалайф", МВИ - секты коммерческого толка. Больше всего у вас, как и по всей России "неопятидесятников" - это религиоведческий термин, сами себя они так не называют. Это секты, зовущие себя "Живая вода", "Слово жизни", "Живая вера". У вас называются совсем уж приятно на слух - "корейская пресвитерианская церковь". Все они - церкви "полного Евангелия". Если услышите про него - это точно "неопятидесятники". У них масса названий - "Церковь нового поколения", "Церковь посольства божьего", ее филиал есть в вашем городе.
Советы, как можно попробовать "вытащить" своих близких из секты, можно прочитать на сайте http://iriney.vinchi.ru/ps/001.htm

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009