Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Итоги 2-го пленарного заседания Сахалинской областной Думы

В повестке второго пленарного заседания Сахалинской областной Думы, прошедшего 21 сентября, значилось всего около полутора десятков вопросов, поэтому и времени на их рассмотрение ушло не много - не более полутора часов. Первым депутаты приняли во втором чтении закон Сахалинской области "О решении вопросов местного значения во вновь образованных поселениях в 2007 году". Он был разработан депутатами Александром Кислициным и Сергеем Пономаревым в соответствии с положениями федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований "Невельский муниципальный район" и "Углегорский муниципальный район", наделенных статусом муниципальных районов законом Сахалинской области от 21 июля 2004 года № 524 "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области", полномочиями по решению вопросов местного значения вновь образованных Невельского и Углегорского городских поселений и Горнозаводского, Шебунинского и Бошняковского сельских поселений. Эти полномочия ограничены сроком - с 1 января по 31 декабря 2007 года.
Статья вторая принятого закона перечисляет вопросы местного значения, решать которые уполномочены органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований - городских и сельских поселений. Это принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, а также установление официальных символов муниципального образования. А органы местного самоуправления муниципальных районов обладают всеми полномочиями по решению вопросов местного значения во вновь образованных муниципальных образованиях, за исключением вышеперечисленных.
В бюджетах муниципальных районов в качестве составной части должны быть предусмотрены доходы и расходы поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов (за исключением Шахтерского городского поселения). Налоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты вновь образованных поселений, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ зачисляются в бюджеты муниципальных образований "Невельский муниципальный район" и "Углегорский муниципальный район", в состав которых входят вновь образованные поселения. В эти же бюджеты с 1 января по 31 декабря 2007 года перечисляются и субвенции из областного фонда компенсаций на исполнение полномочий по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений.
В первом чтении областная Дума приняла разработанный департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства проект закона о внесении изменения в статью 8 областного закона "Об администрации Сахалинской области". Данным проектом предлагается предоставить администрации Сахалинской области право утверждать нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Сахалинской области. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он "направлен на упорядочение расчетов за потребляемую электрическую энергию населением области, сокращением убытков, связанных с хищением электрической энергии и преднамеренным повреждением приборов учета". В случае принятия он вступит в силу со дня официального опубликования.
Внесенный губернатором проект закона "Об областной целевой программе "Электронный Сахалин" на 2008-2011 годы" разработан департаментом по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области с целью создать условия для повышения эффективности государственного управления, местного самоуправления и работы избирательных комиссий области за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий; формирование нормативной правовой базы в сфере применения этих технологий, обеспечение доступа населения к открытым информационным системам, создание сети электронных центров и пунктов деловой информации на базе областных учреждений культуры и учебных заведений и др. Цели областной программы соответствуют целям федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной правительством России. На начальном этапе использование информационно-коммуникационных технологий планируется в сфере культуры (библиотечная система), затем - в медицине, образовании, управлении социальной сферой, в системе государственного управления земельными ресурсами и объектами недвижимости и др.
Как видно из названия законопроекта, программа рассчитана на 2008-2011 годы, и финансирование её будет производиться из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Общая сумма финансирования за четыре года составит более 131 млн. рублей. Концепция законопроекта была рассмотрена и одобрена двумя думскими комитетами - по экономической политике и бюджету и по социальной политике - с рекомендацией принять его в первом чтении.
Второе пленарное заседание единодушно проголосовало за принятие депутатского обращения в качестве депутатского запроса, авторами которого стали депутаты Александр Болотников, Владимир Горшечников, Сергей Карепкин, Александр Кислицин. Оно направлено в адрес председателя правительства Михаила Фрадкова и председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Натальи Комаровой. В нём депутаты выражают обеспокоенность сложившейся на сегодняшний день системой государственного управления водными биологическими ресурсами, которая, как отмечается в обращении, "характеризуется избыточным и обременительным вмешательством органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов, игнорированием механизма гражданского контроля за принятием решения по основным направлениям эффективного использования водных биоресурсов пользователями Сахалинской области".
В обращении приводятся факты и примеры, ярко иллюстрирующие излишнее некомпетентное администрирование в области оперативного управления промыслом водных биоресурсов. Так, только за время путины нынешнего 2006 года объем общедопустимых уловов (ОДУ) на Сахалине корректировался 4 раза. На процедуру согласования ушло четыре месяца, в течение этого времени рыбаки были вынуждены нести убытки в ожидании правительственных решений. А в это время происходило неконтролируемое заполнение нерестилищ, что самым негативным образом влияло и на естественное воспроизводство лососёвых, и на экосистему острова.
В обращении обращается внимание на часть 1 статьи 9 Конституции РФ, которой установлено, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. А жизнь и благополучие населения Сахалинской области, единственного региона России, расположенного на островах, во многом зависит от возможности полноценного использования водных биологических ресурсов. Депутаты считают, что необходимо решить на федеральном уровне целый ряд важнейших вопросов: передачи органам госвласти Сахалинской области необходимых полномочий по управлению и оперативному регулированию промысла лососёвых; регулирования на реках промысловых нагрузок лососёвых видов рыб на основании результатов заполнения нерестилищ; установления общих допустимых уловов (ОДУ) только для тех объектов, которые находятся в депрессивном состоянии или облавливаются промыслом более 70 %; промысла недоиспользуемых объектов водных биоресурсов на основе экспертных оценок в зависимости от состояния популяции; взимания ставок сбора за пользование водными биоресурсами по факту вылова.
В завершение пленарного заседания Сахалинская областная Дума приняла постановление о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Этот законопроект был внесен в Государственную Думу депутатами Томской области, и касается он перераспределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Дело в том, что в ходе реализации всем известного 122-го федерального закона наименее социально защищенными оказались граждане, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также граждане, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (труженики тыла). Это произошло потому, что меры их социальной поддержки отнесены к расходным обязательствам субъектов РФ и зависят от финансовых возможностей регионов. Исходя из этого, разработан проект федерального закона "О ветеранах", которым предлагается отнести указанную выше категорию граждан к числу лиц, получающих социальную поддержку за счет средств федерального бюджета. А настоящий проект федерального закона направлен на исключение из перечня полномочий органов госвласти субъектов РФ полномочий по социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Весной 2005 года депутатами Государственной Думы был внесен законопроект о внесении изменений в статью 26.3 федерального закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Сахалинские депутаты своим постановлением поддержали указанный законопроект и поручили депутатам Александру Болотникову и Александру Стародубцеву после принятия законопроекта в первом чтении подготовить в него поправку. Однако рассмотрение законопроекта в Государственной Думе приостановлено на неопределённое время. А сейчас Государственная Дума Томской области реализует своим законопроектом то, что Сахалинская областная Дума намеревалась осуществить путем внесения поправки в федеральный закон, поэтому сахалинские депутаты единодушно поддержали законодательную инициативу коллег из Томской области.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009