Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Областная Дума отправила на доработку подготовленный прокурором законопроект о противодействии коррупции

31 июля прокурор Сахалинской области Сергей Бессчасный на своем брифинге заявил о внесении в областную Думу проекта закона "О противодействии коррупции в Сахалинской области". Надо сказать, депутаты законопроект ждали, однако поступил он в областную Думу спустя почти три недели после громкого заявления прокурора. 21 августа проект закона о противодействии коррупции в Сахалинской области был включен в повестку заседания постоянного комитета областной Думы по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению и должен был рассматриваться в присутствии прокурора области или его законного представителя. Но ввиду отсутствия того и другого вопрос был снят с повестки. По той же причине законопроект не рассматривался на заседании комитета 5 сентября. И лишь 12 сентября с.г. в присутствии представителя прокурора депутатам удалось его обсудить на комитете.
Рассматривая внесенный прокурором Сахалинской области проект закона "О противодействии коррупции в Сахалинской области", члены комитета в первую очередь обратили внимание на заключение государственно-правового управления областной Думы. В нём ГПУ отметило, что законопроект не отвечает требованиям закона о законодательной деятельности в Сахалинской области, содержит нормы, не относящиеся к предмету правового регулирования. К тому же он наполнен нормами, уже предусмотренными федеральным законодательством, а его концепция четко не определена.
В пояснительной записке к проекту закона, как правило, должно содержаться обоснование необходимости принятия закона, включая развернутую характеристику законопроекта, его цель, основные положения, место в системе законодательства, степень новизны, прогноз социально-экономических и иных последствий законопроекта. Но представленная пояснительная записка не только не содержит указанных положений, но и оперирует статистическими данными, не относящимися к предмету рассмотрения законопроекта.
По мнению ГПУ, в проекте закона имеются лишь три статьи из тринадцати в какой-то мере относящиеся к противодействию коррупции: статьи 8, 9, 10. Основной их идеей является: проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов, антикоррупционного мониторинга и иных мер антикоррупционной политики, которые будет осуществлять специально уполномоченный орган по противодействию коррупции, созданный Сахалинской областной Думой, ей подотчетный и подконтрольный. Вместе с тем, такой орган облдумой не может быть создан, так как согласно федеральному закону (№ 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.) об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ и Уставом Сахалинской области законодательный орган субъекта РФ принимает Конституцию (Устав) субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения, осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом области. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Уставом Сахалинской области областной Думой создан контрольный орган - Контрольно-счетная палата Сахалинской области. Однако создание иных органов с функциями органа исполнительной власти (организации противодействия коррупции) не предусмотрено и противоречит принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Кроме того, государственно-правовое управление облдумы обращает внимание на то, что статьей 13 областного закона о законодательной деятельности уже предусмотрена возможность и порядок проведения специализированных экспертиз законопроекта, к которым следует отнести и антикоррупционную экспертизу. А постановлением администрации Сахалинской области в августе 2004 г. уже создана межведомственная комиссия Совета безопасности Сахалинской области по борьбе с преступностью, коррупцией и социальной профилактике правонарушений, которая как раз и занимается вопросами обобщения, анализа и обработки информации о состоянии криминогенной обстановки в области, прогнозирования её динамики и выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности по противодействию коррупции. К тому же статьей 8 федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров возложена обязанность координации деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. ГПУ обращает внимание и на некоторые другие положения представленного законопроекта, так или иначе опровергающие утверждение разработчика о том, что его принятие будет способствовать реальному повышению уровня борьбы с коррупцией в нашей области.
Государственно-правовым управлением Сахалинской областной Думы делается однозначный вывод о том, что представленный законопроект не решает как задачи неотвратимости наказания, так и профилактики правонарушений, в том числе выработки негативного отношения населения к этому социальному явлению, и требует основательной доработки.
Во время обсуждения законопроекта члены думского комитета по госстроительству, регламенту и местному самоуправлению под председательством Александра Кислицина говорили о необходимости скорейшего принятия областного закона о противодействии коррупции, но такого, который бы был эффективен и работал. А поскольку представленный прокурором Сахалинской области законопроект не отвечает необходимым требованиям, депутаты своим решением предложили субъекту права законодательной инициативы доработать проект закона "О противодействии коррупции в Сахалинской области". Представитель прокурора, присутствовавшая на заседании думского комитета, согласилась с доводами государственно-правового управления Сахалинской областной Думы и депутатов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009