Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

"Казнить нельзя помиловать"

Очередной скандал с "Сахалином-2" уже широко обсуждался, и, тем не менее, стоит коснуться его еще раз - уж больно красноречиво характеризует он деятельность нашей российской бюрократии. Напомним, Росприроднадзор направил в Пресненский районный суд Москвы исковое заявление с требованием отменить приказ Минприроды РФ от 15 июля 2003 года "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов ТЭО комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков (II этап проекта "Сахалин-2")". В случае, если эти требования будут удовлетворены, в рамках проекта "Сахалин-2" будет запрещена хозяйственная и иная деятельность - до получения нового заключения государственной экологической экспертизы и устранения всех нарушений природоохранного законодательства.
Как всегда: сначала дается некое разрешение, однако в документации столько неясностей и неправильно расставленных запятых, что в любой момент упомянутое разрешение можно отменить на совершенно законных основаниях. Коллега Холмогоров на днях описал, как это происходит с муниципальной собственностью в областном центре. Ситуация с "Сахалином-2" развивается по похожему сценарию, причем с логикой еще более странной.
Как заявлено, причиной подготовки искового заявления стали факты невыполнения рекомендаций, данных в заключении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), и многочисленные отклонения от ТЭО проекта "Сахалин-2". Но при чем здесь ГЭЭ? Это все равно, как если бы прокуратура, раскрывая преступления, вместо того чтобы наказывать виновных, подавала в суд иски об отмене Уголовного Кодекса, поскольку его нарушают…
Нет, вовсе не хочется обвинять Росприроднадзор в политической ангажированности. Различные экологические нарушения при реализации проекта имеют место быть. Особенно со стороны субподрядчиков. Но вот о чем думается - если Росприроднадзор таким же образом пройдется, допустим, по нашим угольным разрезам, то их тоже все можно будет смело закрывать. Но такой проверки, почему-то уверен, не будет. По крайней мере, до тех пор, пока кто-то наверху не проявит свой интерес к крохотной угольной промышленности нашего острова…
Правда, "Сахалин-2" - это все-таки не магазин. Скандал здесь выйдет погромче. И потому в правительстве, судя по всему, царит раздрай. Например, в среду на проходившем в Санкт-Петербурге I российско-японском инвестиционном форуме замминистра торговли и экономического развития К. Андросов поспешил успокоить японских инвесторов. Мол, проблем с реализацией проекта нет. В 2007 году начнется добычи нефти и газа. А до конца нынешнего года должно быть утверждено новое технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта "Сахалина-2". А, кроме того, "фактически неутвержденное ТЭО не должно мешать реализации проекта".
Тоже весьма законоутверждающая сентенция, над которой японцы, наверняка, еще поломают головы. ТЭО может и не быть, а работать можно - замминистра разрешил. Как говориться, наше правовое государство - правовее всех!
Мы-то россияне, к подобным парадоксам, в общем-то, привыкшие, строгость законов у нас всегда компенсировалась необязательностью их исполнения. Правда - до поры, пока не перебежишь дорогу кому-нибудь серьезному, тогда - подставят в лет, и найдут, за что зацепится. Был бы человек, а статья найдется. И вот теперь подобные правила игры чуть ли не официально предлагают и иностранным инвесторам.
Кстати, чтобы было более понятно, о чем, собственно речь, процитирую итоговые выводы злополучной государственной экспертизы:
"1. Материалы ТЭО комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков (2 этап проекта "Сахалин-2") по вопросам охраны окружающей среды в основном соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации.
2. В ТЭО содержаться материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду, в которых обосновывается экологическая допустимость намечаемой деятельности. С учетом согласований соответствующих государственных органов надзора и контроля экспертная комиссия считает, что воздействия на природную среду, предусмотренные в процессе комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков, являются допустимыми.
3. Учитывая уникальность природных условий строительства и особую техническую сложность ряда объектов… необходимо выполнить детальные проработки проектных решений через водные преграды, активные тектонические разломы, с учетом развития на строительных площадках опасных геологических процессов… Указанные проектные решения необходимо согласовать в государственных природоохранных органах МПР России по Сахалинской области…
5. Рекомендации и предложения, изложенные в настоящем заключении должны быть учтены при реализации ТЭО…"
Если данные выводы суд признает неправильными, то вопрос на засыпку: какую ответственность понесет руководитель государственной экспертной комиссии академик РАН В. И. Осипов, ответственные секретари - замруководителя Департамента государственной экологической экспертизы М.В. Новикова, и главные специалисты данного Департамента Е.А. Белоноздрева и Н.С. Вишнякова, а так же несколько десятков экспертов и несколько сотен чиновников, согласовавших предоставленные на экспертизу материалы ТЭО? Ответ очевиден - никакой. Если, конечно, загнанный в угол оператор остановленного проекта не начнет многолетнюю судебную тяжбу с вчинением персональных исков.
Впрочем, многое может проясниться в самое ближайшее время, в ходе международной конференции "Нефть и газ Сахалина", которая состоится в Южно-Сахалинске конце сентября. Во всяком случае, можно будет задать прямые вопросы непосредственным фигурантам событий.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009