Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Деньги - в насыпь!

На нынешней неделе президент ОАО "Российские железные дороги" В. Якунин и губернатор области И. Малахов подписали протокол о сотрудничестве, которое будет заключаться, прежде всего, в том, чтобы единым фронтом выступить в тендере на получение средств из инвестиционного фонда - порядка 40 миллиардов рублей - на завершение реконструкции действующей железной дороги и строительство новой ветки до Углегорска. Таким образом, впервые официально, по крайней мере, для сахалинцев, было заявлено о том, что администрация области всерьез намерена заняться реализацией чрезвычайно важного проекта строительства железной дороги Ильинск - Углегорск.
Эту ветку начинали строить еще японцы. До сих пор на север от Ильинска уходит насыпь, по речкам стоят опоры недостроенных мостов. Помешала война. В советские времена эта дорога тоже то и дело возникала в планах, но все как-то руки не доходили. А сейчас она становится жизненно необходимой.
Нефть, конечно, дело хорошее и очень выгодное, но в стадии эксплуатации объективно требует самого минимума трудовых ресурсов. Можно вообще обойтись без местного населения: набрать по стране классных специалистов и доставить их на вахту для нефтяных компаний не составит никакого труда. Без оседлого населения даже лучше - нет ни школ, ни коммуналки, ни пенсионеров, ни профсоюзов в конце концов…
Поэтому обеспечить занятость основного населения области должны будут другие отрасли, в частности рыбная и угольная. Перспективы последней как раз и основаны на Углегорском районе. По мнению специалистов, там, за достаточно короткое время, можно без особых проблем нарастить добычу до 10 миллионов тонн в год. Это практически в три раза больше, чем сейчас добывает вся область. Но пропускная способность транспортной схемы района - 1,5-2 миллиона тонн в год. Больше не выдержат ни порты, с их рейдовой погрузкой, ни грунтовая дорога до Ильинска. Сейчас в Шахтерске строится специализированный угольный терминал, который должен взять на себя часть угля, но не столь значительную, как хотелось бы. Железная же дорога позволит не только вывозить весь возможный уголь, но и загрузит работой наши южные порты, которые, за редким исключением, работают сейчас на минимуме своих возможностей.
Вопрос - а не будут ли эти деньги (будем надеяться, что их все-таки удастся выбить) просто закопаны в землю? В этой жизни все возможно, но дело в том, что и самим железнодорожникам новая ветка нужна как воздух, без нее все финансовые показатели СахЖД окажутся в глубокой яме, потому как иных возможностей резко нарастить грузооборот у дороги нет.
Вообще, наиболее серьезный заслон от подобных хищений - долгосрочная выгода каких-либо серьезных организаций, непосредственно участвующих в деле (зачем воровать у самого себя?). Государство, к сожалению, таковой не является. Вот уже, например, первый тревожный звоночек прозвучал по Курильской программе. Как обеспокоено сообщил губернатор на состоявшемся в понедельник заседании администрации области, Минтранс провел тендер по аэропорту "Менделеево", и его выиграл некий электроламповый завод. Понятно, что сам завод ничего строить не будет, наймет подрядчиков. Но столь же понятно, что уже заработала коррупционная схема увода "курильских" денег в чей-то столичный, возможно, кого-то из "минтрансовских", карман, и, стало быть, судьба "Менделеево", то есть авиаперевозок на Кунашир - печальна.
Конечно, желательнее всего, чтобы заказчиком по объектам Курильской программы выступала область. Все-таки в нашей маленькой "деревне" все более-менее на виду, да и вызвать любого чиновника на прокурорский ковер гораздо проще, чем в столице. И. Малахов пообещал этого добиться, сославшись при этом на поддержку Д. Медведева, первого вице-премьера правительства. Но если бы какой-либо вице-премьер был в состоянии побороть коррупцию, ее, наверное, уже давно бы не было…

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009