Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Атака на воздушные ворота Сахалина: причины и следствие

Напомним, вечером 22 июля была осуществлена попытка силового захвата здания администрации аэропорта Южно-Сахалинска. Свою точку зрения на события, названные тогда многими "рейдерством", излагает нынешнее руководство аэропорта.
Экстремистские меры
По словам очевидцев, в этом мероприятии принимал самое деятельное участие бывший генеральный директор аэропорта Владимир Бочаров.
В начале десятого в субботний вечер к административному зданию подъехало несколько автомобилей. Прибывшие в них 20 одетых в камуфляж человек попытались проникнуть внутрь. Сообщили, что являются общественными представителями Бочарова, но дежурная ВОХР незнакомых в здание не пустила и позвонила и.о. гендиректора Сергею Гоеву. "Бойцов" отказ не остановил. С помощью троса они автомобилем вырвали решетку на двери пожарного выхода здания и ворвались внутрь. Как раз в этот момент в аэропорт прибыли Гоев и начальник караула поста охраны. Войдя в здание, и.о. потребовал у Бочарова объяснений. В ответ он получил копию исполнительного листа Савеловского районного суда Москвы и пояснение, что, "в соответствии с пятничным решением данного суда, Бочаров восстановлен в должности генерального директора аэропорта" и, собственно, пришел приступить к своим обязанностям.
На вопрос о присутствии среди прибывших судебных приставов, Бочаров дал отрицательный ответ и заявил, что вправе сам действовать таким образом. Гоев потребовал покинуть здание. В ответ же, как рассказывал позже сам и.о., по указанию Бочарова, его выдворили из помещения, ударив несколько раз по голове. Одновременно с этим, со слов очевидцев, несколько "общественников" избили начальника караула. После выдворения сотрудников аэропорта входы в здание были заблокированы.
Владимир Бочаров на место происшествия срочно вызвал некоторых сотрудников предприятия - начальника экономического отдела, заместителя гендиректора по административной работе, начальника делопроизводства. От всех них он потребовал подчинения.
Видимо, совершенно случайно в момент захвата около здания штаба аэропорта оказались гендиректор ООО "Карго-Сервис" г-н Зыков и гендиректор ЗАО "Аэропорт-Сервис" г-н Великоредчанин. Эти граждане еще будут фигурировать в этой публикации.
О происшедшем Гоев заявил в транспортную милицию, прокуратуру, ФСБ и администрацию области. Также и.о. гендиректора сделал звонок дежурному по Росавиации, который доложил об инциденте руководителю Федерального агентства воздушного транспорта А.Юрчику. Тот довел информацию до министра транспорта Игоря Левитина.
На место прибыли представители прокуратуры и транспортной милиции, Гоев вместе с ними вошел в здание. Двери в приемную, кабинет гендиректора, комнату директора по административной работе и канцелярию были взломаны. Бочаров же находился в кабинете генерального директора, где "занимался своими прямыми обязанностями". За это время он успел напечатать приказ о своем назначении. Также, по имеющейся информации, у Бочарова был "черный список" сотрудников, которых он наметил на увольнение в первую очередь.
Позже, в понедельник, 24 июля, Владимир Бочаров на собственной пресс-конференции заявил, что "ничего не организовывал и никаких действий не проводил. Кто это сделал - не знаю". Однако с трудом верится, что группа неких людей, по личному почину стала бы врываться в охраняемое здание.
В ночь же с 22 на 23 июля в его присутствии сотрудники прокуратуры составили протокол осмотра места происшествия, после чего всех участников "боевых действий" вынудили покинуть здание. Некоторые "общественные представители", штурмовавшие аэропорт, были задержаны и доставлены в ЛОВДТ. Как оказалось, они - сотрудники частного охранного предприятия "Вихрь".
Кроме дверных замков и косяков под удар попал большой офисный ксерокс. Чем он, скромно стоящий в конце коридора, помешал - тоже загадка.
По словам руководства аэропорта, пропало большое количество оригиналов документов. Также на своем рабочем месте замгендиректора Андрей Чернов "не досчитался" ноутбука.
Игра в себя
Чего своими действиями хотел добиться Владимир Бочаров?
- Решение суда есть, - комментирует заместитель генерального директора аэропорта по правовым вопросам Андрей Чернов. - Но есть и установленный законом порядок исполнения этого документа. Прежде чем прийти сюда, Бочаров обращался в прокуратуру, где ему были разъяснены все моменты, но он их проигнорировал. 21 июля Савеловский районный суд Москвы удовлетворил иск Бочарова в части восстановления его на работе и выплате денежной компенсации за вынужденный прогул. Однако признать недействительным назначение на должность и.о. гендиректора С.Гоева суд отказался.
Для восстановления на работе Бочаров должен был обратиться с решением суда в Федеральное агентство воздушного транспорта в Москве. Этого он не сделал. Хотя, если рассуждать вполне логически, ему стоило подождать всего несколько дней.
Впрочем, Бочаров своего, так сказать, добился: Росавиация исполнила решение Савеловского суда и восстановило его в должности гендиректора. Однако, по результатам заседания аттестационной комиссии под председательством заместителя министра транспорта РФ Бориса Короля, было принято решение о несоответствии Бочарова занимаемой должности. По иронии судьбы, именно на необходимости аттестации он акцентировал внимание во время своей пресс-конференции…
Тем не менее, 31 июля и 1 августа Владимир Георгиевич явился в аэропорт с судебными приставами. Его посадили в директорское кресло. Он принял дела у Гоева и начал уже давать распоряжения сотрудникам, но появился представитель Росавиации, начальник управления кадрами и административной работы Денис Одинцов, который вручил Бочарову подписанные его руководителем приказы об увольнении с 1 августа и новом назначении на должность и.о. гендиректора Сергея Гоева.
После всех формальных процедур Одинцов попросил Бочарова покинуть помещение, однако тот отказался. Не ушел он и по требованию вневедомственной охраны. Только после того как была вызвана оперативно-следственная группа, бывший гендиректор в сопровождении сотрудников милиции покинул здание штаба аэропорта.
Когда Бочаров пришел с судебными приставами, вокруг штаба вновь было замечено около 20-ти человек, не имеющих никакого отношения к сахалинскому аэропорту. В составе "группы поддержки" были также уже известные нам руководители Зыков и Великоредчанин.
- Администрация сахалинского аэропорта считает действия г-на Бочарова, - заявил и.о. начальника ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" Сергей Гоев, - прежде всего, недопустимыми, незаконными и абсурдными, приводящими только к беспорядку. Как можно допускать такое, чтобы государственное стратегическое предприятие, от которого зависит безопасность полетов, подвергалось вероломному натиску со стороны посторонних лиц? И уж если Владимир Бочаров претендует на должность "рулевого" такого предприятия, то что о нем уже можно сказать как о руководителе, первый "визит" на рабочее место которого сопровождается избиением сотрудников, охраны аэропорта?
Интересен во всей этой истории и тот факт, что ЧОП "Вихрь" возглавляет брат помощника мэра города по экономической безопасности Александра Выборнова. Последний также был замечен в составе группы, которая проводила силовую акцию. Он официально представился Гоеву и вручил ему свою визитку.
Тут сам собой напрашивается вопрос, что здесь нужно было представителю городской администрации? И какова вообще роль мэрии в деле с аэропортом?
Классический пример раздела государственной собственности
Коммерческие структуры, ведущие свою деятельность на территории аэропорта, активно пишут в различные инстанции жалобы на неправомерные действия администрации "воздушных ворот" по отношению к ним. В заявлениях делается упор на то, что аэропорт ущемляет коммерческие интересы ЗАО и ООО. Руководство ФГУП не отрицает этого факта: по рукам финансовым выгодам коммерческих структур аэропорт действительно бьет. С какой целью это делается? С очень очевидной и логически обоснованной.
Напомним, что в сахалинской прессе некоторое время назад уже писалось про то, как и каким образом предыдущим руководством воздушных ворот Сахалина были переданы права на осуществление значительной части коммерческих видов деятельности аэропорта ряду сервисных компаний. ЗАО "Аэропорт-Сервис" - права по наземному обслуживанию пассажиров, груза, почты и багажа, ЗАО "Топливно-обеспечивающая компания" - авиатопливообепечение полетов в аэропорту, ООО "Торговая палата" - услуги общественного питания и торговли, бортовое питание пассажиров и экипажей воздушных судов, ООО "Карго-сервис" - гостиничные услуги.
Аэропорт остался не у дел, хотя осуществлять подобную деятельность может и должен самостоятельно. И может это делать вполне успешно. После оценки сложившейся ситуации нынешнее руководство ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" решило действовать решительно и вернуть в свое ведомство все переданное в долгосрочную аренду имущество и, соответственно, права на осуществление коммерческих видов деятельности. Для этого руководством ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" в марте текущего года были внесены и зарегистрированы необходимые изменения в Устав общества, а 21.06.2006 г. Управлением аэропортовой деятельности Федерального Агентства Воздушного транспорта выданы сертификаты соответствия на право обеспечения обслуживания в Аэропорту пассажиров, багажа, почты и грузов. Что дает это аэропорту? Ответ прост и очевиден: деньги остаются в "доме" и идут на его ремонт и благоустройство. Стоит ли еще раз повторять, в каком состоянии сейчас находятся арендуемые помещения и техника? А то, что некоторые единицы последней после публикации в прессе покрасили ярко-оранжевой краской, далеко не является гарантией того, что она не развалится через пару часов: до "начинки" то так и не добрались руки "ущемляемых" арендаторов и вряд ли доберутся.
Что же такого предложили коммерческие структуры несколько лет назад руководству аэропорта, что оно решилось отдать весь свой хлеб в руки коммерсантов? И вот здесь очень занимательно можно проследить систему взаимоотношений ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" с коммерческими компаниями и историю их возникновения.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра юридических лиц (№ 516, 517, 518 и 519 от 17.02.2006), соучредителями коммерческих структур, помимо других участников, являются бывшие руководители ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск". В частности же, в состав акционеров ЗАО "Аэропорт-Сервис" входят такие юридические структуры, как ЗАО "Альянс-ДВ" (60 % уставного капитала) и ООО "Карго-Сервис" (40% уставного капитала). А вот участником ООО "Карго-сервис" с долей в 27,5 % уставного капитала является бывший генеральный директор ФГУП Андрей Игоревич Лобкин, который до середины 2003 года одновременно подписывал сделки от лица ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск". Такую же долю имеет и Алексей Николаевич Чертенков, являвшийся в тот же период заместителем А.И. Лобкина по финансам и коммерции.
Но пойдемте дальше. ООО "Торговая палата". По 42,5% уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью вновь имеют г-н Лобкин и г-н Чертенков.
Наконец, ЗАО "Топливно-обеспечивающая компания". 99% уставного капитала принадлежит А.Н.Чертенкову.
Вывод налицо: сделки, заключенные бывшим генеральным директором ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" А.И. Лобкиным с коммерческими структурами, являются сделками с заинтересованностью. Но в соответствии с п.1 статьи 22 Закона "О ГУП", сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия. Открытым остается вопрос, что же подействовало на собственника, что он дал согласие на заключение подобных сделок.
И еще один из многих волнующих вопросов: не должен ли мэр областного центра, вступая в должностные обязанности, избавиться от акций в коммерческих структурах согласно действующему законодательству Российской Федерации?
Теперь становится понятным, чем обусловлена жалобная активность перечисленных коммерческих структур. Лакомый кусок отдавать уж очень как не хочется. А уж действительно полакомиться есть чем. Проведем небольшой сравнительный анализ.
Например, по данным отчета по анализу эффективности управления деятельностью ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск", проведенному московской независимой консалтинговой группой "HLB Внешаудит", доходы ЗАО "Аэропорт-Сервис" за 2005 год составили более 79 млн. рублей, в то время как аэропорту от этой суммы отчислено всего около 18 млн. рублей.
Доходы ЗАО "ТОК" за 2005 г. примерно 932 млн. рублей. Отчисления аэропорту и бюджету - около 26 млн. рублей, что меньше в 35 раз (!). Такая же картина и с ООО "Торговая палата", которое за прошлый год заработало столько же, сколько и ЗАО "Аэропорт-Сервис" - около 79 миллионов рублей, а поделилось с аэропортом суммой в 20 раз меньшей.
Еще один показательный пример касается гостиницы аэропорта общей площадью 1738, 6 кв. м., которую, согласно договору от 12 июля 2002 г. аэропорт передал в аренду ООО "Карго-сервис" сроком на пять лет. Но через два года на основании дополнительного соглашения от 7 июня 2004 года срок действия договора аренды был продлен до августа 2017 года. Самое интересное, что в 2004 году аэропорт от аренды всей площади гостиницы получал всего около 24 тысяч рублей, в настоящее время эта сумма не сильно увеличилась - 41 тысяча рублей. А между тем, сейчас в гостинице в рабочем состоянии находится только шесть номеров, в основном используемых для размещения пассажиров, ожидаемых отправки рейсов на Курильские острова. Остальные же площади розданы в аренду под офисы коммерческим структурам. Очень легко догадаться, каким. И никакой реконструкции эксплуатируемого имущества не осуществляется.
Деятельность бывшего руководства ФГУП во главе с А.И. Лобкиным не ограничилась только передачей имущества госпредприятия в собственные коммерческие структуры. И об этом уже свидетельствуют результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" за период 2002-2004 гг. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (№ акта 38-01-05/562 от 21.06.2006), которая выявила факты нецелевого использования бюджетных средств в размере около 30 млн. рублей. Так, например, в соответствии с выводами проверки, выделенные из Федерального бюджета средства в размере 8 496 513 рублей использованы по нецелевому назначению.
Также, согласно данным проверки необоснованно проплачивалась подрядчику сумма 20 199 973 рублей за счет средств федерального бюджета. И все это - только часть из всех выявленных нарушений, нецелевого оборота денежных средств. Не правда ли, впечатляющие итоги деятельности бывшего руководителя государственного предприятия?
Вот такое "наследство" досталось нынешнему руководителю аэропорта С.Гоеву. Кому выгодно такого рода сотрудничество, условия заключенных на столь долгие сроки договоров? Уж явно не ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" как предприятию.
Думаю, теперь становятся понятными причины столь бурной заинтересованности команды действующего мэра в противозаконной акции по захвату штаба аэропорта. Возможно также, что причиной столь дерзкого поведения стало и недавнее заявление от лица ФГУП в прокуратуру по проверке деятельности бывших руководителей сахалинского аэропорта А.И. Лобкина и В.Г. Бочарова о злоупотреблении ими полномочий и причинении ущерба предприятию. Ведь недаром "общественники" и с ними помощник мэра по экономической безопасности А. Выборнов что-то искали в кабинетах штаба. По словам очевидцев, было вывезено несколько коробок с документами, надо полагать, связанными с прошлой деятельностью в аэропорту. Началось заметание следов…
И депутатам Городского собрания г. Южно-Сахалинска, прежде чем рассылать жалобные письма от лиц коммерческих структур в различные инстанции, начиная от прокуратуры и заканчивая министром транспорта стоит тщательно проанализировать деятельность этих самых компаний и подумать о последствиях этой деятельности для ФГУП. Они, последствия, уже могут быть необратимыми. А прокуратуре в свою очередь, наверное, нужно проявить больше заинтересованности к деятельности бывшего генерального директора Южно-Сахалинского аэропорта, нынешнего мэра нашего города, и К°.
Марина Ильина.
P.S. Стало известно, что транспортной прокуратурой в связи с инцидентом была проведена проверка и возбуждено уголовное дело.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

печать визиток в пензе