Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Не потерять бы нам море…

Ну, что ж, стоит нас поздравить. 3 августа Правительство РФ на заседании в целом одобрило проект федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы". Это значит, что за эти годы в развитие Курил будет вложено почти 18 миллиардов рублей, и, что немаловажно, более 14 миллиардов пойдет из федерального бюджета. Это хорошие деньги для развития территории, губернатора и его команду можно поздравить с успехом.
Но более детальный разговор о курильской программе, наверное, впереди. Пока же обратим внимание на то, что при рассмотрении нашего вопроса на заседании правительства была озвучена и получила одобрение идея о добавлении развития рыбопромышленного комплекса к числу 4-х ныне действующих национальных проектов. Для нас это тоже очень важно.
Если обратить внимание на опубликованные на днях данные о внешнеторговом обороте Сахалинской области, то нельзя не отметить, что рыба и морепродукты является основной экспортной статьей - 40,9 процента в общем объеме экспорта. Это даже больше, чем экспортировано нефти 28 процентов от общего объема. Конечно, наша нефть имеет и другую схемы транспортировки - через Хабаровский край, да и после того, как в полную силу заработают "Сахалин-1" и "Сахалин-2", углеводороды, несомненно, займут в экспорте ведущее место. Но в любом случае, рыбная отрасль остается одной из наших основ.
Сейчас на островах горячая пора - идет лососевая путина. Горбуша вновь поломала все прогнозы науки и пошла валом - только штормящее море не позволило уже на этой неделе взять все, что определено для Сахалина общедопустимым уловом (ОДУ) - 18 тысяч тонн. На неделе штаб путины принял решение ходатайствовать перед Москвой (на самом деле это не просто письмо с просьбой - дайте нам еще, а сложнейшая процедура с научными советами институтов, экологическим экспертизами и приказами федеральных ведомств) о разрешении Сахалину поймать еще 31 тысячу тонн. Итого вместе с Курилами в этом году получится около 100 тысяч тонн. В былые, даже четные, то есть рыбные, годы таких объемов не брали. Откуда рыба?
Пока все еще, конечно, на уровне гипотез, но, судя по всему, стадо горбуши вышло из многолетней депрессии и будет радовать нас своими подходами еще ряд лет. Кроме того, у ученых есть стойкие подозрения, что вскоре из депрессии выйдет и популяция дальневосточной сардины (сельди-иваси), что прибавит нам объемы, сопоставимые с лососевыми.
Все это дает нашей области дополнительные перспективы. Если, конечно, нам позволят ими воспользоваться. Ибо у рыбопромышленного комплекса столько проблем, что, действительно, без "национального проекта" не обойтись.
Возьмем лишь один аспект: рыба и нефть. Причем, даже не касаясь экологии.
На неделе правительство объявило об установлении рекордных пошлин на нефть - 216,4 доллара за тонну. Нефтяников это не разорит, поскольку даже наша сахалинская нефть отправлялась за рубеж по средней цене в 447,5 доллара за тонну. Но в который раз стоит обратить внимание на то, что высокие цены на нефть - это высокие цены на нефтепродукты. Они растут везде, вот и в Японии на днях бензин достиг 1,2 долларов за литр. Это дороже, чем у нас сейчас, но при тамошнем уровне благосостояния и устойчивости экономики, довольно терпимо. В любом случае сравнение выйдет далеко не в нашу пользу.
Так вот, как бы мы ни радовались высоким ценам на нефть, а за последние пару лет топливо для судов у нас подорожало в три раза, его цена достигла 650 долларов за тонну. Не то чтобы это уже сделало "океанический промысел" нерентабельным, но размер прибыли резко уменьшило. Еще немного, и работа в Охотском и Беринговом морях большими судами станет убыточной. Топливо приходится жечь в погоне за косяками, подчиняясь странным порой инструкциям из Москвы (периодически наведываясь в отдаленные контрольные точки или обходя закрытые районы промысла), а также в ходе доставки продукции к местам реализации - во Владивосток, Корею, Японию, Китай. Все это выливается в очень большие траты. Но если наши рыбаки уйдут из наших морей, то их место сразу же займут соседи - близкие, и не очень, типа Камбоджи или Грузии.
К чему в который раз повторять эти банальные истины? К тому, что рекордные нефтяные пошлины - это, может быть, и хорошо - природная рента изымается у нефтяников и перераспределяется… Только вот кому и с какой целью? Увы, ответ на этот вопрос до сих пор не очевиден. А, между тем, высокие цены на топливо ставят на грань выживания не только рыбную, но и многие отрасли экономики, особенно на Дальнем Востоке с его растянутыми коммуникациями. В той же Японии правительство устанавливает для рыбаков долговременно фиксируемые цены на ГСМ. Наше правительство пытается делать это только для сельского хозяйства, да и то, только на период посевной-уборочной, после чего вновь следует резкий рост цен, очередной собрание и увещевание нефтяных олигархов в Кремле. Но какой-то системной основы нет.
И если ее не будет, то никакая селедка-иваси нас не спасет. Ее просто-напросто выловят другие…

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009