Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Стиль большого города

На старые - пятидесятых, шестидесятых годов - фотографии Южно-Сахалинска смотришь с умилением и удивлением. Какими широкими были его улицы и проспекты, какими просторными. Куда же все делось? Конечно, дело всего лишь в оптическом эффекте, вызванным практически отсутствием на тех снимках автотранспорта, поскольку в городе его было совсем немного.
Но времена изменились, Южно-Сахалинск давно захлестнул девятый вал автомобилизации, к которому город оказался явно не готов, ибо строился под пешеходов и общественный транспорт. Можно, конечно, или ностальгируя по старым добрым временам, или, наоборот, стремясь к светлому и здоровому будущему, предлагать отменить автомобили "как класс" и всех массово пересадить на велосипеды, но, сами понимаете, все это из области чистых идей, а что касается реальности, то с ней мы сталкиваемся ежедневно. Причем, страдают от нее "и конные, и пешие", и город, как единый организм в целом. Тут и постоянная грязь от перепаханных газонов (а где еще ставить машины?), и разбитые дороги и тротуары, и регулярно зависающие над областным центром вредоносные выхлопы. Мы говорим о развитии туризма? Но туризм предполагает вдобавок к красоте мест еще и развитую и удобную систему коммуникаций. Мы говорим о совершенствовании общественного транспорта? Но если на маршруты массово выйдут большие автобусы, развернуться вообще будет негде…
Проблема обустройства, а если быть более точным - переустройства города стоит уже давно. И вот, наконец-то, начались серьезные подвижки. Их нельзя не заметить. Идут работы по достройке Горького, Комсомольской, расширению Мира, Сахалинской, частично уже расширена улица Дзержинского.
Ее участок от Компроспекта до Хабаровской в плане переустройства очень показателен. Раньше автомобили парковались впритык к забору воинской части, разводя грязь и заставляя пешеходов обходить их по проезжей части. Дикий газон был убран, тротуар получился у же, но зато он стал тротуаром, в итоге - удобней и пешеходам, и водителям.
Впрочем, данный участок показателен, но исключителен. Здесь нужно было просто взять и сделать по уму. Переустройство же большинства городских магистралей осложнено рядом фактором. Понятно, что большинство тротуаров можно запросто урезать на метр, а то и более, расширив, таким образом, проезжую часть. Но мешают светильники и деревья. Если светильники можно перенести, то деревья - увы. И это уже почва для конфликтов, которые, кстати, начинаются. Для того чтобы их стало меньше, властям стоит обязательно четко объяснить горожанам программу озеленения областного центра и показать, что она воплощается в жизнь. Слова о том, что взамен срубленного дерева будет посажено пять - не убеждают. Потому что совершенно непонятно, где идут эти самые посадки, откуда, из каких питомников, берутся саженцы, какие виды деревьев должны сменить хрупкие и пухоаллергенные тополя - а то, что их надо менять, специалисты говорят уже давно.
А вообще об облике Южно-Сахалинска в ближайшие годы придется говорить и спорить еще не раз, поскольку областные и городские власти дали отмашку на реализацию нескольких крупных проектов, касающихся, в том числе, изменения облика и мест общего пользования. Один из основных, безусловно, проект переустройства участка Сахинцентр - Чехов-центр - Дом торговли. Очень и очень неординарный проект, а потому у него сразу появились яростные противники. Однако внимание последних особо стоит обратить на следующий факт - перекрывать автомобильное движение по Компроспекту никто не собирается. Просто пешеходную площадь предполагается поднять на второй уровень, где она протянется от козырька Сахинцентра до пригорка Дома Торговли, а посредине будет возвышаться новый театр. Фантастика? Может быть. Но застройщики-инвесторы очень серьезные, и намерения у них такие же. И, если им, с учетом мнений общественности, удастся сделать нечто красивое, органичное, и, одновременно гармонично вписывающееся в ландшафт, то почему бы и нет? Правда, чтобы достичь гармонии, надо обратить внимание и на окрестности - для создания единого стиля. Что имеется в виду? Ну, например, идешь от нового современного здания построенного "Сферой" в направлении столь же современной гостиницы "Рубин", за которой высится хай-тековская башня, которую занимает "Мегафон"… А между ними стоит облезлая хрущевка. После такой комплексной картины всякие высокие чувства куда-то сразу пропадают. А между тем, некоторые архитекторы давно уже предлагают оформлять улицы и комплексы в едином архитектурном стиле. Причем, обращать внимание не только на новостройки, но и подгонять под них уже имеющиеся советские бетонные коробки. Различных отделочных материалов сейчас - завались, и форм их применения - тоже. Но все это пока остается на уровне разговоров. Город перестраивается пятнами, возникает определенный диссонанс, а от него и конфликты...

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009