Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Эрик Белл: Медленное продвижение новых проектов на основе СРП объясняется необходимостью доработки российской законодательной базы.

В конце октября участниками и гостями II Московского международного нефтяного форума станет весьма широкий круг представителей органов власти РФ, ведущих российских и зарубежных энергетических и сервисных компаний, отраслевых экспертов и ученых. Учитывая ограничение форума во времени, далеко не все из них смогут выступить с докладами на пленарных заседаниях. Поэтому Web-портал "Нефть России" обратился к ряду гостей форума с предложением заранее обсудить на страницах журнала и его сайта те проблемы, которые они хотели бы поднять на заседаниях и в кулуарах форума.
Эрик Белл, президент Conoco International Petroleum Company, сообщил источнику:
Медленное продвижение новых проектов /в РФ/ на основе СРП объясняется, во-первых, необходимостью доработки российской законодательной базы и, во-вторых, постоянными отсрочками в деле формирования специальной комиссии, которая занималась бы окончательным согласованием конкретных условий СРП с внешними инвесторами. К счастью, все эти проблемы не затрагивают развитие уже действующих проектов.
Как позитивный момент можно оценить решение российского правительства о придании компаниям "Роснефть" и "Зарубежнефть" статуса двух главных уполномоченных государства в деле реализации проектов СРП. Однако их будущая роль в данных проектах еще нуждается в окончательной конкретизации.
Есть еще один негативный, по мнению российских нефтяных аналитиков, аспект в деле реализации проектов в режиме СРП - это недавняя сделка между ExxonMobil и ABB по приобретению для "Сахалина-1" зарубежного оборудования, якобы напрямую нарушающая букву и дух Закона "О СРП", в котором предусмотрена обязательная покупка для этих целей 70% российского оборудования. Что здесь можно сказать? При размещении инвестиций в рамках проектов СРП Conoco всегда приобретала и будет приобретать, прежде всего, конкурентоспособные товары и услуги, предлагаемые российской стороной. Ставя, при этом во главу угла именно требования Закона "О СРП". Однако позволю себе заметить, что при оценке доли закупок российского оборудования все же необходимо принимать во внимание все затраты по каждому конкретному проекту, уже реализованные в течение многих лет. Между прочим, негативное отношение со стороны ряда российских экспертов к сделке между Exxon и ABB в некотором роде дает новый импульс многочисленным критикам применения production sharing в России. Они уже давно считают, что данный режим вреден для российского ТЭК.
Но, как известно, система СРП была создана в 1995 году для формирования стабильной, прогнозируемой, сбалансированной и экономически привлекательной базы для иностранных инвестиций. Прежде всего, c целью поддержания и развития нефтегазовой отрасли России. И уж, наверное, никто сегодня не сомневается в том, что соглашения о разделе продукции - это не "игра в одни ворота". И многие западные нефтяные компании - действующие и потенциальные инвесторы - вопреки всем негативным моментам и часто необоснованной критике по-прежнему верят в "лучшие времена" и не уходят из России. Наша компания - в числе таких упорных оптимистов. Сегодня мы сосредоточили наши усилия на перспективном во всех отношениях Тимано-Печорском бассейне /в рамках проектов "Полярное сияние" и "Северные территории"/ и на весьма интересном Штокмановском месторождении в Баренцевом море. Мы по-прежнему проявляем интерес и к другим проектам, связанным с разведкой и разработкой месторождений углеводородного сырья. В равной степени нас также волнуют новые возможности в сфере развития инфраструктуры и маркетинга, которые позволили бы нашей компании увеличить прибыльность своей деятельности.
Между прочим, многие российские, да и американские аналитики наше нынешнее сотрудничество, особенно в области СРП, уже рассматривают со стратегической точки зрения. Они видят в нем проявление тех же тенденций, что и в других примерах российско-американского взаимодействия в нефтяной сфере: покупке российскими компаниями сетей американских АЗС и даже перспективах приобретения целых НПЗ на территории США. Такие тенденции не могут не радовать, они свидетельствуют о том, что возможности американо-российского сотрудничества в области энергетики огромны. Причем нас обнадеживает уже само стремление и желание российских компаний инвестировать в топливно-энергетический комплекс США. Но и мы, конечно же, не будем оставаться в стороне и ни в коем случае не забудем наше "любимое дитя" - СРП. И в связи с этим надеемся, что и российское правительство, со своей стороны, предпримет меры к существенному улучшению условий ведения бизнеса в России.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009