Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Итоги седьмого пленарного заседания Сахалинской областной Думы

Около 40 вопросов рассмотрели депутаты областной Думы на очередном пленарном заседании. Принято семь законов Сахалинской области в окончательном чтении и шесть законопроектов в первом чтении. Также приняты четыре законодательные инициативы Сахалинской областной Думы в адрес Государственной Думы.
В числе принятых законов - законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на организацию оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медучреждениях, на подготовку Всероссийской сельскохозяйственной переписи, на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя муниципальным педагогам; о социальной поддержке многодетных семей; а также о внесении изменений в целевую региональную программу "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Сахалинской области" и в законы - "Об административных правонарушениях в Сахалинской области" и "О статусе депутата Сахалинской областной Думы".
Согласно принятому закону о наделении органов местного самоуправления госполномочиями по организации оказания специализированной медицинской помощи (к которой относятся психиатрическая, противотуберкулезная, наркологическая и венерологическая медицинская помощь) муниципалитеты наделяются полномочиями: по начислению и выплате финансовых средств на оплату труда медикам и другим работникам, осуществляющим такую помощь; по исчислению и уплате налогов; по организации питания пациентов; по приобретению, содержанию и ремонту оборудования; по обеспечению текущего содержания и расходов на коммунальные услуги, затраты на электроснабжение, капремонт в специализированных медучреждениях. Финансовое обеспечение всех этих мероприятий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, передаваемых местным бюджетам.
Ко второму чтению поступило три поправки. Из них одну - об увеличении нормативов финансирования затрат на одно посещение и один койко-день на размер коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги - депутаты приняли. А две поправки депутата А.Болотникова, которыми предусматривалось наделение органов местного самоуправления полномочием по обеспечению проезда больных к месту обследования и лечения в специализированных медучреждениях области и финансирование затрат на этот проезд, не набрали необходимого количества голосов. "Мы заранее ставим население дальних от областного центра районов в неравные условия с жителями юга острова, - убеждал депутатов А. Болотников. - Например, в Углегорском районе из заявленных 64 тыс. 300 руб. на оплату билетов больных, ездивших на лечение, с начала 2006 г. оплачено всего 10 тысяч. Задолженность с 2000 г. по оплате проезда составляет в районе 784 тыс. 900 рублей. Аналогичная ситуация и в других северных и центральных районах области".
Выступившая по этому поводу вице-губернатор Л.Шубина, сказала, что в федеральном законодательстве отсутствует четкое разграничение функций регионов по этому вопросу. И предложила изучить возможность финансирования проезда больных, чтобы не нарушать законы, а затем вновь вернуться к этой поправке.
В первом чтении рассмотрены проекты законов: "О порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случае совершения гражданами действий и гражданско-правовых сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению", "Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Сахалинской области на 2006- 2008 годы", "О правовых гарантиях коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов", а также о внесении изменений в законы об административных правонарушениях и о статусе депутата Сахалинской областной Думы.
Помимо законов и законопроектов сахалинские парламентарии приняли несколько постановлений облдумы. Об одном из них стоит рассказать подробнее. Это постановление о повышении социально-экономического эффекта от нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Инициатором его стал депутат С.Пономарев, который ознакомил депутатов с историей вопроса. Еще до рассмотрения окончательного варианта Соглашения перед его подписанием, отметил депутат, население области настойчиво поддерживало мнение о том, чтобы одним из принципиальных условий Соглашения по проекту "Сахалин-2" была безусловная поставка газа для нужд юга области. Однако после роспуска Совета народных депутатов в 1993 г. контроль за выполнением важнейшего социального условия был утрачен.
Сахалинская область неоднократно шла на серьезные уступки операторам проектов. Так, при заключении в 1994 г. соглашения "Сахалин-2" был необоснованно занижен размер роялти (6% против 8% по проекту "Сахалин-1", заключенному в 1995 г.). В 1997 г. облдумой были приняты Законы о режиме льготного налогообложения по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Впоследствии аналогичные нормы были приняты и федеральным законодателем. В итоге область согласилась на опережающую добычу нефти с 1999 года и её экспорт посредством танкерной отгрузки. Вполне закономерен вопрос: а что Сахалинская область получает взамен?
Среди социальных последствий разработки проектов, по мнению С. Пономарева, преобладают отрицательные. Это расслоение общества по доходам на тех, кто трудится на шельфовых проектах и получает высокую зарплату, и на остальных; разбитые тяжелой техникой дороги, по сути превращенные в технологические трассы; отток специалистов из различных отраслей, в том числе и из сферы ЖКХ и т.п. Речи о газификации острова не идет. Сама Сахалинская область производить газификацию не имела возможности, так как ежегодных бонусов хватало лишь на обеспечение неотложных нужд. К тому же, расторгнув соглашение о разделе роялти между федеральным и региональным уровнями бюджетов, Российская Федерация изменила налоговое и бюджетное законодательство о СРП.
В то же время федеральным законом о федеральном бюджете на 2006 год было определено, что стоимостной эквивалент от реализации доли прибыльной продукции государства по СРП "Сахалин-1" подлежит распределению по следующим нормативам: в федеральный бюджет - 50 процентов, в бюджет субъекта федерации - также 50 процентов. Это позволяет либо заказать детальное проектирование объектов газификации, либо получить кредиты под этот заказ.
Компания "Сахалинская энергия", оператор проекта "Сахалин-2" не решает вместе с российской стороной вопрос о строительстве узлов отбора газа параллельно строительству газопровода на юг Сахалина, что вызывает обоснованное недовольство населения, не понимающего, почему интересы группы иностранных компаний "Шелл", "Мицуи", "Мицубиси" должны быть удовлетворены за счет интересов населения, проживающего в нефтедобывающем регионе. Между тем, компания "Сахалинская энергия" уже хлопочет о двойном увеличении возмещаемых затрат по проекту. Депутаты Сахалинской областной Думы считают невозможным откладывать до 2013-2014 года газификацию.
В выступлениях депутатов на пленарном заседании прозвучали предложения обратиться к президенту РФ В. Путину с просьбой взять на личный контроль газификацию районов Сахалинской области, прилегающих к трассам магистрального газопровода по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Тем более что это совпадает с предложениями президента об ускорении газификации страны, то есть, по сути, с новым национальным проектом. Предлагалось также обратиться к председателю Правительства РФ М.Фрадкову и губернатору области И.Малахову с просьбой: поручить представителям российской стороны в Наблюдательном совете проекта "Сахалин-2" и уполномоченном государственном органе проекта "Сахалин-1" дать согласие на увеличение сметы проектов при условии пропорциональных затрат на обустройство твердого покрытия автомобильных дорог общего пользования с севера на юг острова в срок до 2008 г. (до введения газопровода в эксплуатацию). Кроме того, в случае возможного увеличения стоимости работ по проекту "Сахалин-2" решить вопрос об удвоении бонуса, поступающего в распоряжение Сахалинской области. Также предлагалось решить вопрос с газификацией Сахалина, установив не менее 4 узлов отбора газа от газопровода по проекту "Сахалин-2".
Присутствовавший на пленарном заседании первый вице-губернатор области С.Шередекин подтвердил, что и у администрации области имеются вопросы к операторам шельфовых проектов. Он предложил создать совместную рабочую группу из депутатов и представителей обладминистрации для детальной проработки проблемы. Депутаты поддержали это предложение. От областной Думы в состав рабочей группы вошли А.Болотников, И.Бутовский, А.Залпин, С.Пономарев, С.Карепкин, А.Кислицин, С.Седов и С.Иванова. К ближайшему пленарному заседанию рабочая группа, сформированная из обеих ветвей власти, разработает и внесет по этому вопросу проект постановления, направленного на повышение социально-экономического эффекта нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
В завершение пленарного заседания депутаты подвели итоги законодательной деятельности Сахалинской областной Думы за 2005 год, заслушали отчет специализированного государственного учреждения "Фонд имущества Сахалинской области", а также приняли постановление об обращениях работников бюджетной сферы муниципальных образований области об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно. В частности, в постановлении облдума предложила губернатору области при внесении поправок в областной бюджет на 2006 год предусмотреть финансовую помощь муниципальным образованиям на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работникам бюджетной сферы, которые работают в организациях, финансируемых из местных бюджетов.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009