Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Сумей сказать "Нет"!

Сейчас ни для кого не секрет, что в России ситуация с незаконным оборотом наркотиков очень тяжелая: по оценкам экспертов в стране сейчас насчитывается около четырех миллионов наркоманов, а наркоторговцы насыщают рынок всё новыми и новыми видами дурмана. Та же тенденция характерна и для Сахалинской области, где наркоситуация вызывает немалые опасения.
Так, по данным областного наркодиспансера, на Сахалине только официально зарегистрированных потребителей наркотиков более двух с половиной тысяч, а чтобы представить реальное положение дел, официальные данные нужно, как правило, увеличить в 7-10 раз. Об этом же говорят и результаты работы Сахалинского управления наркоконтроля. Только в 2005 году выявлено около 450 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе более 350 тяжких и особо тяжких; 250 преступлений, связанных со сбытом "дури". Из незаконного оборота изъято свыше 170 килограммов наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе, свыше 35,5 килограммов гашиша, более 1,5 килограмма героина, 600 граммов опия, 18 килограммов маковой соломки. Причем, если обратить внимание на социальный и возрастной статус торговцев, то окажется, что абсолютное большинство потребителей и продавцов дурмана составляют люди в возрасте от 20 до 40 лет, занимающиеся мелким бизнесом, либо занятые в сфере обслуживания.
Вместе с тем, становится все более очевидным, что сейчас свой основной удар наркомафия сосредоточила на учащейся молодежи - студентах, а также старших школьниках. Случаи употребления наркотиков школьниками на Сахалине встречались неоднократно, некоторые из несовершеннолетних наркоманов состоят на учете в облнаркодиспансере.
Для предотвращения вовлечения молодежи и, в первую очередь, подростков в употребление наркотиков силами органов наркоконтроля и милиции регулярно проводятся различные мероприятия антинаркотической направленности. Одна из таких акций с участием учащихся старших классов состоялась в школе № 16 областного центра. Будущие выпускники дискутировали на тему предупреждения вредных привычек и профилактики социальных заболеваний, а ученики восьмых и девятых классов приняли участие в эрудит-игре "Сумей сказать "Нет!", которая показала, что ребята не понаслышке знакомы с проблемами наркомании и алкоголизма: у каждого из них есть друзья или знакомые, столкнувшиеся с этим злом. Поэтому и вопросы, обсуждаемые в ходе игры, вызывали у школьников неподдельную заинтересованность - каждый старался высказать свое мнение. Помочь подросткам разобраться в юридических тонкостях уголовного законодательства школьникам помогали представители областных наркоконтроля и УВД.
Примечательно, что на вопрос: "Что вы будете делать, если вам предложат попробовать наркотики?", школьники безапелляционно заявили, что откажутся от этого предложения. Как говорится, дай Бог, что так оно и будет.
Только вот практика показывает обратное: наркомания всё более молодеет, уже нередки случаи, когда наркоманами становятся дети 10-12 лет. Откуда взялась такая тенденция? Причин тут несколько.
Первая состоит в чрезмерной доступности сведений о наркотиках. В наше время информация о них поступает в молодежную аудиторию отовсюду. С телеэкранов на сознание детей обрушивается поток информации, повествующей о бешеных капиталах, которые приносит наркоторговля, о похождениях героев-наркоманов, которых играют популярные артисты, о модных молодежных темах, связанных с наркотическим драйвом. В гангстерском кино большинство сюжетов завязывается вокруг чемодана с наркотиками. О наркотиках поют с молодежной сцены музыканты-кумиры.
Наркотики затягивают подростков своей популярностью. Обычный тинэйджер, недавно вступивший в возраст, когда ребенок превращается в подростка, начинает быстро впитывать в себя все, что, по его мнению, поможет ему стать более взрослым, что в особенности касается взаимоотношений со сверстниками и противоположным полом.
Исследования коммуникативных источников информации, из которых население получает первичные знания о наркотиках, показывают, что безусловное лидерство среди них принадлежит СМИ и книжной продукции. Абсолютное большинство детей и подростков получают первую информацию о наркотиках возможностях их приобретения и способах употребления через телевидение.
Из-за пробелов в законодательстве в телевизионных и радиопрограммах даже крупнейших информационных каналов присутствуют сюжеты, откровенно пропагандирующие наркотики. Любую информацию о наркотиках и способах их употребления без труда можно найти в Интернете.
Второй причиной, способствующей резкому омоложению наркомании, является отсутствие уголовной ответственности, а также выработанного механизма привлечения к административной ответственности за пропаганду наркотиков. Это значительно снижает эффективность профилактики и зачастую сводит к нулю усилия правоохранительных ведомств, представителей здравоохранения и образования.
Третьим аспектом, повлиявшим на резкую наркотизацию молодежи, стала проблема воспитания молодого поколения, которая актуальна и по сей день. С одной стороны, воспитание осуществляется в обстановке значительного ослабления идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова; наблюдается процесс адаптации "поколения next"к формирующемуся типу экономики.
С другой стороны, воспитание школьников и студенчества проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Старшие школьники и, особенно, студенты остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране. Происходит опасная негативная переориентация нравственного сознания у некоторой части молодежи в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: наркомания, алкоголизм, курение. В молодежной среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности.
Еще одной причиной возросшей наркоугрозы является массированная рекламная кампания не только табачных и алкогольных изделий, но и появившаяся в последнее время реклама наркотических средств. А ведь это явления одного порядка, поскольку они в той или иной степени взаимосвязаны, и, главное, противоречат принципам здорового образа жизни и морально-нравственного воспитания личности.
Их результатом стало то, что за последние 15 лет намного выросло число пьющей и курящей молодежи (особенно вырос уровень так называемого пивного алкоголизма). Уже никого не удивляет вид школьника, разгуливающего с пивом и дымящейся сигаретой. И тенденций к снижению рекламы алкогольной и табачной продукции сегодня не наблюдается, несмотря на все принимаемые обществом меры. Все происходит согласно закону Ломоносова, который гласит: "Если что-то где-то убудет, то в другом месте прибудет". Например, после введения запрета на телевизионную рекламу алкогольной продукции, ее производители нашили выход в том, чтобы рекламировать спиртосодержащие напитки под видом минеральной воды (например, на территории Южно-Сахалинска подобным образом рекламировалась водка "Матрища").
Вместе с тем, повсеместно значительно увеличилось количество так называемой щитовой рекламы алкогольный и табачной продукции. Этот вид рекламы в последнее время становится все более и более популярным, а с появлением новых технологий (появлением больших жидкокристаллических телеэкранов) его популярность станет еще сильнее, поскольку будет способствовать возникновению все новых и новых рекламных ходов.
С другой стороны, сами методы рекламы алкогольных и табачных изделий день ото дня становятся изощреннее, хотя и здесь все осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Так, в телевизионной рекламе пива вы никогда не увидите людей в неадекватном состоянии. Наоборот, вас будут уверять, что потребление пенного напитка в неограниченных количествах ведет к жизненному успеху. К примеру, такова рекламы пива "Клинское", "Арсенальное".
Что касается щитовой и баннерной рекламы сигарет, то, опять же, на первом плане присутствуют весьма привлекательные визуальные образы (морские пейзажи, улыбающиеся лица и т.д.), а торговая марка находится на втором плане, а на более поздних этапах рекламирования её вообще может не быть. И все же такая реклама срабатывает, поскольку происходит узнавание продвигаемого бренда потребителем на подсознательном уровне. Это, в свою очередь, способствует вовлечению в табакокурение новых, а, главное, молодых людей. Особенно это заметно по количеству пьющих и курящих женщин.
Реклама наркотических средств строится по тем же принципам: во многих российских городах вывешиваются баннеры и щиты с призывами легализовать наркотики каннабисной группы, такие, как марихуана и гашиш; в средствах массовой информации инициативные группы всех мастей уверяют, что ослабление антинаркотического законодательства будет способствовать быстрому уменьшению числа наркозависимых лиц, в молодежных кругах, особенно это характерно для студенчества, формируется устойчивое мнение, что "конопля - это не наркотик", ссылаясь при этом на опыт Нидерландов и Швейцарии.
Кроме того, еще одним направлением "продвижения в массы" наркотической идеологии стали попытки создания легальной наркотической субкультуры через продвижение линий модной одежды и различных аксессуаров. Так, в Южно-Сахалинске у одной из индивидуальных предпринимательниц были изъяты предметы одежды и другие мелких бытовые вещи с наркотической символикой.
Целью всех этих действий было создание в российских регионах устойчивого общественного мнения о безвредности наркотиков - производных конопли, что создаст предпосылки к дальнейшей либерализации антинаркотического законодательства.
Результатом такого массированного давления явилось постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2003 года № 231 "О введении средних разовых доз", которое фактически узаконивало приобретение и хранение до 9 доз наркотиков и, таким образом, способствовало развитию наркомании на самом низком и массовом - потребительском уровне.
Благодаря такой "щедрости" законодателей, во весь голос заявила о себе проблема наркопритонов, в том числе, и на Сахалине. И хотя силами органов наркоконтроля и милиции "злачные места" постоянно выявляются и ликвидируются (что косвенно говорит о все увеличивающемся числе наркоманов), для полного их искоренения ещё предстоит немало сделать.
Такая ситуация в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков вызвала неоднозначные оценки общественности и многих заставила задуматься о целесообразности оставления в уголовной практике понятия "средняя разовая доза". В конце концов, благодаря немалым усилиям органов наркоконтроля, в декабре прошлого года постановление было отменено. Это, несомненно, должно способствовать повышению результативности усилий правоохранительных органов в борьбе с наркоугрозой.
Сделать эти усилия более продуктивными должна государственная политика, направленная на привитие подросткам и молодежи навыков здорового образа жизни. И многое в этом направлении уже делается: постепенно возрождается детский массовый спорт, появляются новые футбольные и хоккейные площадки, развивается горнолыжный спорт, восточные единоборства и многое другое. Все чаще в городе можно увидеть в городе рекламу, призывающую к занятиям спортом, рекламу, призывающую молодежь занять активную жизненную позицию, добиться в жизни успеха. Ведь только таким образом можно вытащить нашу молодежь из наркотического омута и наставить на верный путь.
Пресс-группа УФСКН России
по Сахалинской области.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009