Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Процесс о 20-ти миллионах

Абсолютно не хочется снова всуе упоминать полпреда, но что поделаешь, коли он становится одним из наиболее ярких ньюсмейкеров нашего региона. Хотя, собственно Исхаков здесь и ни при чем, он лишь протранслировал президентскую инициативу о переселении на Дальний Восток до 20 миллионов наших соотечественников, проживающих сейчас в странах СНГ (создана специальная рабочая группа, где полпред - заместитель руководителя). И вот как раз эта инициатива для нас чрезвычайно любопытна.
С "геополитической" точки зрения все понятно. 7 миллионов на российском Дальнем Востоке, причем люди продолжают уезжать и умирать, а под боком 300 миллионов человек только в северных провинциях Китая. Опасность потери всех геостратегических преимуществ, как и региона в целом, возрастает с каждым годом. Об этом говорится уже давно, наконец-то наступило осознание проблемы и на самом высоком уровне.
Любопытно другое - как наши "партия и правительство" намереваются осуществить свою инициативу?
По словам Исхакова, идет изучение опыта царской России и Советского Союза по колонизации и освоению нашего региона, с тем чтобы извлечь из него положительные уроки, которые возможно применить на практике. Но, думается, в составе вышеуказанной рабочей группы при президенте находятся далеко не дураки, и не могут не понимать, что прежние волны переселения на Дальний Восток осуществлялись в совершенно иных исторических и экономических условиях.
Дореволюционная Россия - крестьянская страна. Было чем заманить народ - земли сколько хочешь, плюс бесплатно дадут корову, плюс природные богатства края: пушнина, золото, рыба, и, конечно же, воля в их освоении. Но и тогда с Сахалином, например, не получилось, после отмена каторги народ с острова побежал, и к началу новой переселенческой волны в российской части острова проживало всего несколько тысяч человек.
Методы советской власти в разные годы были разными, но в итоге остановились на том, чтобы централизованно, административными методами уравнять условия жизни на Дальнем Востоке и Европейской России - выплачивая повышенные зарплаты, компенсируя неизбежно высокие цены, транспортные и энергетические тарифы и прочее, прочее, прочее. Но и тогда, прежде чем в Сахалинской области осело 720 тысяч жителей (конец 80-х годов), в нее приехало и уехало несколько миллионов человек, то есть не слишком-то и привлекательными для многих были даже те льготы.
А в нынешней ситуации стимулов переселяться сюда так вообще не осталось. Ни дефицита пахотной земли и воли, как в старой крестьянской России, ни всеобщего уравнивающего перераспределения социализма, когда что в Костроме, что в Костромском жили, по сути, одинаково. А вот стимулов для отселения - сколько угодно, не мне вам о них говорить. И именно в центральную Россию стремятся и дальневосточники, и (за редким исключением) наши бывшие соотечественники из стран СНГ. Это реальность, обусловленная всей нынешней политико-экономической структурой государства - и либеральным рынком, и исторически сложившейся разницей в развитии регионов, и складывающимся постиндустриальным обществом, и централизацией, оттягивающей поближе к столицам финансовые, а вслед за ними интеллектуальные и трудовые ресурсы. И эту реальность мелкими льготками в виде коэффициентов и надбавок не побороть…
Так как привлечь на Дальний Восток 20 миллионов человек? И, самое главное, что они здесь будут делать? Последний вопрос, действительно, самый главный. Привлечь-то можно - пообещай каждому сотню штук баксов подъемных, и поедут. Но дальше-то что? Не станут же переселенцы жить исключительно на большие государственные пособия? Да даже если и так, то - поживут, поживут, да и потянутся, как коренные дальневосточники "на запад, на заработки…"
Итак, что же здесь будет делать такая прорва народу? Кто-то скажет - земля наша велика и обильна, дела хватит всем. Но при этом пусть, пожалуйста, не забудет упомянуть о рентабельности производства, а также о необходимости громадных вложений в инфраструктуру и компенсации повышенных издержек для обеспечения конкурентоспособности продукции на рынках. Без этого сейчас удастся разве что добывать нефть вахтовым способом (да и то только при нынешних высочайших ценах на углеводороды).
Но ведь нефть - дело "тонкое". Например, экономике Азербайджана, основой которой, как известно, и является нефтедобыча, не нужно такого количества населения, сколько проживает в республике, и лишние рабочие руки постоянно выдавливаются в сопредельные страны, что мы и видим на наших рынках. И это - из солнечного Азербайджана. А с пасмурного Сахалина? А с Курил? Ведь даже громадные, по нашим меркам, вложения, которые обещает новая курильская программа, согласно расчетам вовсе не обеспечивают существования на островах нормального, саморазвивающегося бизнеса и социальной сферы - энерготарифы предполагается лишь приравнять к сахалинским, а про компенсацию транспортной составляющей нет вообще ничего. А что тогда говорить обо всем громадном Дальнем Востоке? Для того чтобы уравнять его в экономическом развитии и комфортности жизни с центральными регионами, да еще для 25-30 миллионов человек, не хватит, пожалуй, и всего стабилизационного фонда.
Но, тем не менее, намерение о великом переселении народа озвучено и обозначено. И очень, очень любопытно, что стоит за этим? Очередная бессистемная задумка "хотим как лучше", коих было уже немало, или, действительно, грядет нечто серьезное, некие крупные перемены в упомянутой политико-экономической парадигме государства, которые действительно оживят Дальний Восток, сделав его привлекательым даже для, скажем, постоянно "угнетаемых" русскоязычных из Прибалтики?
Очень хотелось, чтобы второе. Но мало ли чего нам хочется…

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009