Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Дорога как нацпроект

"За морем телушка - полушка, да рубль - перевоз". Эта старая народная поговорка как нельзя лучше соответствует экономическим реалиям нашей области. Причем, речь идет не только о море, которое обеспечивает удорожание условной "телушки" на условный "рубль", хотя и о море, конечно. В принципе, слаба вся транспортная схема нашей области. А между тем, в рыночных условиях важно не только произвести продукт, но и доставить его потребителю. Дорогие же перевозки делают производства низкорентабельными, а зачастую и вовсе убыточными.
Состояние улиц областного центра не критикует только ленивый. И правильно. Стоит выехать за город, как начинаются нормальные, скоростные, и, главное, не требующие ежегодного капремонта, магистрали. Но не будем забывать, что подобная роскошь существует лишь на крайне малой территории юга острова. А все что дальше - грунтовки и "направления". Если по уровню автомобилизации - более 300 автомобилей на 1000 человек, мы среди регионов России в первой десятке, то по уровню капитальности автодорог находимся на 81 месте. Нагрузка на наши грунтовки такова, что они просто не выдерживают. В распутицу на севере, на особо мерзких участках дежурят трактора, ибо транссахалинская магистраль становится непроезжей даже для джипов. Впрочем, большая часть дорог все-таки поддерживается в приемлемом состоянии. Но грунтовка есть грунтовка. С выездом на нее скорость движения падает в полтора-два раза, соответственно возрастает расход недешевого в наши дни топлива, бьется и ломается техника. Вот и получается, что, например, тонна угля, добытого в Углегорском районе, стоит в пределах 500 рублей, а его доставка на станцию Ильинск - всего-то 130 километров - 350 рублей. А там еще и железная дорога свое берет. Стоит ли после этого недоумевать - почему, несмотря на свой уголь, у нас такая дорогая электроэнергия?
Наши дорожники строить дороги умеют. Примерами этому и Холмский перевал, и Взморьевский. Но каждый километр дороги - это огромные деньги, поскольку необходимых искусственных сооружений на каждый километр приходится строить в два раза больше, чем в среднем по стране: многочисленные реки, ручьи, оползневые участки, болота, береговые скальные прижимы… А этих денег нет. Вот и ползет асфальт на север черепашьими темпами.
С морем тоже одни проблемы. Особенность Сахалина - мелководье и отсутствие естественных бухт-убежищ. Приходится строить ковши и причалы. Но глубоководных порта только три, и опять же на юге, а далее только небольшие ковши, либо пирсы, мелеющие, разрушающиеся без ремонта. Отсюда и рейдовая погрузка. Суда малотоннажные, да и те грузятся сутками, а то и неделями, если приходится уходить штормовать. А потому доставка тонны угля в Японию из Австралии обходится в 6 долларов, а из Углегорского района - 15-24 доллара. Такое "море" не объединяет, а разъединяет и разоряет.
Без строительства надежных портов-укрытий невозможно говорить и о развитии Курил. Ведь и в Курильске, и в Южно-Курильске по-прежнему дорогая рейдовая обработка грузов. Причем, речь идет именно об укрытиях. Причалы в шторма не спасут, и пример трудяги "Варандея", который, похоже, останется на камнях бухты Оля уже навсегда, тому подтверждение.
Отсутствие пусть даже и небольших ковшей-укрытий помимо всего прочего еще и на корню рубит идею активного развития прибрежного рыболовства. Кунгас-то можно вытащить на берег, а где укрыться в шторм МРСу или шхуне? Мест таких сейчас раз-два и обчелся. Вот вокруг них и крутится промысел, остальные же акватории остаются неохваченными.
Железнодорожный транспорт, конечно, в наших условиях и более дешев, и надежен. Но, во-первых, он связан миром через то же море, а, во-вторых, охватывает лишь часть Сахалина. Но - что там мост на материк, даже строительство железнодорожной ветки до Углегорска для дешевой вывозки угля в глубоководные порты юга кажется мечтой из числа несбыточных.
И наши севера все хиреют и хиреют…
В принципе, все это давно известно. Но вот что делать?
Прежде всего, понять - никакой бизнес, никакие муниципалитеты строительство транспортной инфраструктуры не потянут. Да и область тоже. Слишком огромные деньги надо поднять, слишком долгая и неявная будет их отдача.
Почему, например, загибается лесопромышленный комплекс? Да потому что у дорог практически все вырублено, а к большим лесным массивам на севере дорог нет, и ни одна лесопромышленная компания построить их не в состоянии. Им бы поддержать то, что уже имеется. А муниципалитетам, кстати, не под силу и это. Ушли лесозаготовители - Пильво, Трудовое, Соболиное оказались отрезанными от внешнего мира. Можно, конечно, строить прожекты, что вот завлечем туда какой-нибудь бизнес, он и построит дорогу, но на самом деле все не так - никакой бизнес в это бездорожье просто не сунется. Разве что найдут в Пильво что-то уж совсем сверхценное и рентабельное.
Словом, транспортная инфраструктура - дело государственное. И деньги на ее создание у государства есть. Причем не только стабфонд, который подбирается к полутора триллионам рублей.. Например, кассовый профицит (превышение доходов над расходами) федерального бюджета за минувший январь составил ни много ни мало, а 218,9 миллиарда рублей. Но государство надо еще убедить этими деньгами поделиться. И вот это уже задача областной власти. Что-то у нее, бесспорно, получается - взять ту же Курильскую программу. Но вот с прочим…
На днях губернатор назвал своими "национальными проектами" реконструкцию "Горного воздуха" и городского парка в областном центре. И то, и то, конечно, очень нужно и красиво, но... не слишком ли мелко для общесахалинского "национального" проекта? Кремль, например, вообще, символ России, но вряд ли его реставрацию можно было назвать проектом национальным, касающихся всех жителей страны. Так и в нашем случае. Парк - парком, но вот транспортная схема: дороги, порты, это действительно, для всех и надолго. И не они ли должны стать этим самым региональным национальным проектом, наряду со строительством жилья?

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009